Резолютивная часть решения оглашена 10.08.2023
В полном объеме решение изготовлено 15.08.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Банковская техника", при участии в дистанционном режиме:
- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области Кузнецова Д.О., действующего на основании доверенности от 30.12.2022,
- представителя Управления делами Губернатора и Правительства Челябинской области Протасовой М.С., действующего на основании доверенности от 30.12.2022,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Обвинцевой Н.С., действующего на основании доверенности N 13 от 13.06.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Петраковой К.С., действующего на основании доверенности N 11 от 09.06.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 04.08.2023 поступила жалоба ООО "Банковская техника" на действия комиссии по осуществлению закупок, заказчика при проведении электронного аукциона на поставку уничтожителей бумаг (извещение N 0869200000223006319) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 31.07.2023 Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило Управление делами Губернатора и Правительства Челябинской области.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 15 083 993, 33 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 08.08.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Банковская техника" контракт не заключен.
В жалобе заявителя указано, что условия, предусмотренные подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, неправомерно применены к заявителю, так в составе заявок участников закупки не может быть предоставлена продукция российского производства, так как соответствующие товары отсутствуют на российском рынке. Таким образом, применение данного Приказа в части снижения цены на 15% не должно распространяться на заявителя, с которым заключается контракт.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии и указали следующее.
Заявки участников закупки рассмотрены в порядке, установленном законодательством о контрактной системе, извещением о закупке, у аукционной комиссии отсутствует правовая возможность осуществлять дополнительную проверку информации, содержащейся в заявке заявителя, при этом у аукционной комиссии отсутствуют данные, свидетельствующие о недостоверности сведений о стране происхождения товара, указанных в составе заявки участника закупки с номером 4.
В связи с тем, что победителем аукциона в составе заявки предложен товар иностранного производства, заказчик с учетом подпункта "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н разместил в единой информационной системе проект контракта с указанием цены контракта, сниженной на 15 % от цены, предложенной участником на аукционе.
Заслушав пояснения заказчика и уполномоченного органа, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
При этом, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка участника закупки должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами. Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о закупке предметом аукциона является поставка уничтожителей бумаги, при этом заказчиком установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, а именно:
- условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н (далее - Приказ N126н);
- ограничения допуска радиоэлектронной продукции в рамках мер по стимулированию производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 (далее - Постановление N 878).
Таким образом, порядок ранжирования заявок и определения победителя закупки должен применяться с учетом ограничений и условий допуска, утвержденных указанными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 1.6 Приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Подтверждением производства радиоэлектронной продукции является, в том числе:
- на территории Российской Федерации - наличие сведений о такой продукции в реестре;
- на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, формирование и ведение которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Как следует из документов, представленных заказчиком, на участие в закупке подано 5 заявок, при этом к поставке предложены как иностранные товары (Китай) (заявки с номерами: 1 - 3, 5), а также заявка с товаром российского производства (заявка с номером 4).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.07.2023 все заявки участников признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям, установленным в извещении о закупке.
При этом, как следует из информации, содержащейся в составе заявок участников закупки, ни одна из заявок не содержит предусмотренной пунктом 3 (1) Постановления N 878, пунктом 4 требований к содержанию и составу заявки на участие в закупке информации о нахождении предлагаемого к поставке товара в едином реестре российской радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 878 не подлежало применению, поскольку не соблюдено условие, предусмотренное данным пунктом 3 Постановления N 878.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15% от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложении, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза).
При этом, к правоотношениям по заключению контракта в рассматриваемом случае применяются положения Приказа N 126н, которые предусматривают для целей определения страны происхождения указание (декларирование) участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара.
По результатам закупки победителем аукциона признано ООО "Банковская техника" (заявка с номером 1), заявка которого содержит предложение о поставке товара иностранного происхождения (Китай).
При этом, как установлено на заседании Комиссии один из участников закупки с номером 4 предложил к поставке товар - уничтожитель бумаг, с указанием характеристик, предусмотренных в извещении о закупке, указав страну происхождения товара - Российская Федерация.
Так, основания не доверять информации, представленной указанным участником закупки, у Комиссии отсутствуют, при том, что согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, пункту 1.6 Приказа N126н участнику закупки требуется только указать (декларировать) в заявке наименование страны происхождения товара.
При этом, положения Приказа N 126-н, равно как и требования законодательства о контрактной системе, не обязывают участника закупки предоставлять документы, подтверждающие страну происхождения товара, в том числе предусмотренные Постановлением N 878, при этом указанные нормативные правовые акты применяются к различным стадиям определения поставщика и предполагают различный механизм подтверждения страны происхождения товара.
Более того, заявителем не представлены доказательства того, что продукция участника закупки, предложенная в составе заявки, является товаром иностранного производства, ссылка заявителя на офисный уничтожитель бумаги марки "УН" различных модификаций (ОАО "Ленполиграфмаш"), который выпускается на территории РФ, не свидетельствует о том, что заявителем может быть предложен к поставке товар исключительно указанного производителя.
При этом, аукционная комиссия не обладает полномочиями направлять запросы участникам закупки с целью предоставления дополнительных документов, подтверждающих страну происхождения товара при проведении процедуры определения поставщика, что прямо противоречит части 1 статьи 46 Закона о контрактной системе.
Следует отметить, что на запрос заявителя о разъяснении результатов аукциона, направленный заказчику на электронную почту от 02.08.2023, заказчиком направлен ответ от 04.08.2023, в котором он обосновал причины, по которым цен контракта снижена на 15% от предложенной по результатам аукциона.
Таким образом, контракт с победителем аукциона ООО "Банковская техника", предложившим в заявке товар иностранного происхождения, должен быть заключен по цене, сниженной на 15 % от предложенной обществом.
Как следует из материалов дела, ООО "Банковская техника" предложена цена контракта в размере 116 799, 00 рублей.
Так, заказчиком в единой информационной системе для подписания обществом размещен проект контракта, в пункте 2.1 проекта контракта указана цена 99 279,15 рублей, то есть сниженная на 15 % от предложенной участником цены контракта, что соответствует подпункту "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России.
В указанном случае, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика в части применения условий подпункта "а" пункта 1.3 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N126н к ООО "Банковская техника", предложившему к поставке товар иностранного происхождения.
Дополнительно Комиссия указывает, что действия хозяйствующих субъектов в случае предоставлениям им недостоверной информации в части места производства товара не являются объектом контроля при рассмотрении жалобы в рамках законодательства о контрактной системе, в связи с чем вы вправе обратиться с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Банковская техника" на действия аукционной комиссии, заказчика необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 августа 2023 г. N 074/06/106-1850/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023