Резолютивная часть решения оглашена 10 августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 15 августа 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Гражданина (далее - Заявитель) о проведении внеплановой проверки действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N60180-2023-ЭА-1744 Устройство контейнеров для сбора и утилизации продуктов жизнедеятельности собак (извещение N 0169300000323001751), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - Учреждение, Заказчик): Першина С.С., действующего на основании доверенности N 147 от 30.12.2022; Метелевой О.А., действующей на основании доверенности N 148 от 30.12.2022;
- представителя Администрации г. Магнитогорска (далее - Уполномоченный орган): Владимировой О.В., действующей на основании доверенности N АГ-02/1372 от 07.03.2023;
- в отсутствие представителя Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, месте и времени заседания Комиссии, ходатайств и заявлений не представлено,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 02.08.2023 поступило обращение Гражданина (далее - Заявитель) о проведении внеплановой проверки действий заказчика, комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона N60180-2023-ЭА-1744 Устройство контейнеров для сбора и утилизации продуктов жизнедеятельности собак (извещение N 0169300000323001751) (далее - закупка).
Согласно представленным документам извещение об осуществлении закупки опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 08.06.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 896 203,68 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 19.06.2023 08:00.
В соответствии с протоколом подведения итогов N 0169300000323001751 от 20.06.2023 победителем аукциона признан участник с идентификационным номером заявки 114447042, с предложением о цене контракта 1 800 355,52 рублей.
Контракт с победителем аукциона заключен 03.07.2023.
Доводы обращения Заявителя заключаются в следующем.
1. Из содержания извещения об осуществлении закупки не понятно, как и каким образом должны обустраиваться места для выгула собак.
2. В извещении об осуществлении закупки отсутствует обоснование НМЦК.
3. По мнению Заявителя, участники торгов являются сомнительными компаниями с отсутствием репутации как надежный поставщик.
Также, по мнению Заявителя, в действиях организатора торгов, а также участников аукциона, усматриваются признаки сговора, исходя из процента снижения НМЦК в ходе проведения закупки.
Заказчик представил письменные возражения по доводам обращения, в которых указал следующее.
Все участники соответствуют требованиям действующего законодательства, причины отклонения кого-либо из участников у комиссии отсутствовали.
Извещение о закупке содержит схемы расположения установки контейнеров для сбора и утилизации продуктов жизнедеятельности собак, характеристики контейнера (Приложение N10 к извещению), электронным аукционом не предусмотрено обустройство специальных мест для выгула собак, а только устройство дог боксов, что подтверждается локальным сметным расчетом.
Локальная смета составлена согласно действующего законодательства с необходимым составом работ для устройства контейнеров, в соответствии с ГрК РФ, статья 8.3.
Протокол начальной (максимальной) цены контракта рассчитан в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 841/пр от 23.12.2019, с применением всех коэффициентов на момент составления по данным ИПЦ Росстата.
По состоянию на 10.08.2023 года муниципальный контракт N 263/23 с победителем аукциона заключен 03.07.2023, находится на стадии приемки выполненных работ.
Доводы обращения Заявителя Заказчик считает необоснованными.
Уполномоченный орган поддержал позицию Заказчика, в письменных возражениях по доводам обращения Заявителя дополнительно указал следующее.
В ходе проведения аукциона ценовые предложения подали 3 участника закупки. По результатам рассмотрения заявок участников закупки соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки признаны заявки всех участников. По итогам проведения аукциона снижение НМЦК составило 5,05%.
Подача ценовых предложений соответствовала положениям части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении электронного аукциона установлены единые требования к участникам закупки, предусмотренные частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, предусмотренное частью 4.1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Участниками рассматриваемой закупки документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, в составе заявок на участие в электронном аукционе предоставлены.
Управление муниципального заказа Администрации г. Магнитогорска, являясь органом, уполномоченным на определение поставщиков, подрядчиков, исполнителей для заказчиков города Магнитогорска, осуществляет свою деятельность на основании части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе и постановления администрации города от 19.03.2014 N 3479-П "О наделении полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков г. Магнитогорска".
В силу части 1 статьи 26 Закона о контрактной системе не допускается возлагать на такие уполномоченные органы полномочия по обоснованию закупок, определение условий контракта, в том числе на определение начальной (максимальной) цены контракта, и подписание контракта.
Управление муниципального заказа в силу закона включено в процесс закупки только на стадии определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и не участвует в других этапах осуществления закупки.
Функции планирования, обоснования закупки, описания объекта закупки, установления требований к участникам закупки, формирования и обоснования НМЦК, определения условий контракта, заключения и исполнения контракта, приемки результатов исполнения реализуются, в соответствии с законодательством о контрактной системе, заказчиком.
Довод заявителя о сговоре организатора торгов и его участников не может быть принят во внимание, т.к. электронный аукцион проводится на электронной площадке её оператором при помощи программно-аппаратных средств, обеспечивающих ее функционирование и исключающих возможность сговора как со стороны организатора закупки, так и со стороны ее участников.
Доводы обращения Заявителя Уполномоченный орган считает необоснованными.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, в том числе наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги требованиям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке. Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе в части описания объекта закупки.
Из содержания извещения об осуществлении закупки следует, что в приложении N 10 к извещению размещены исходные данные, содержащие технические параметры дог-боксов, являющихся предметом контракта, а также схемы их установки на каждом из адресов, предусмотренных адресным перечнем (приложение N 9 к извещению).
С учетом изложенного, извещение об осуществлении закупки не противоречит пункту 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод обращения Заявителя в указанной части является необоснованным.
2. Согласно пункту 3 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о непроведении ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования). Комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 настоящей статьи, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 настоящей статьи. Комиссия по осуществлению закупок не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если указанные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Закона заказчики не вправе.
В соответствии с подпунктом "о" пункта 1 части 4.1 статьи 43 Закона о контрактной системе, подпункт 1.2. пункта 1 Приложения N 13 к извещению о проведении аукциона (Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению) заявка участника закупки должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе об отсутствии решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства.
Извещением об осуществлении закупки единые требования в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены.
Пунктом 1.2 Приложения N 13 к извещению предусмотрена необходимость наличия в составе заявки на участие в аукционе, в том числе, декларации о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Из содержания заявок на участие в аукционе следует, что участниками аукциона декларация, предусмотренная пунктом 1.2 Приложения N 13 к извещению, предоставлена.
Следовательно, с учетом положений части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе, у комиссии по осуществлению закупок отсутствовали основания для признания участников аукциона не соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе и извещению об осуществлении закупки.
Комиссия отмечает, что согласно части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару, а также в случае, если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара указанным требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Заказчик расторгает контракт на стадии его исполнения.
Заявителем доказательства обратного Комиссии антимонопольного органа не представлены.
Кроме того, согласно пояснениям Заказчика, работы победителем аукциона выполнены, находятся на стадии приемки, и на дату проведения настоящей проверки замечания к объему и качеству выполненных работ у Заказчика отсутствуют.
С учетом изложенного, довод обращения Заявителя в указанной части не находит своего подтверждения.
3. Частью 9.2 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома (общего имущества в многоквартирном доме), осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме, определяется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов. В иных случаях сметная стоимость строительства определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов, если это предусмотрено федеральным законом или договором. Сметная стоимость строительства используется при формировании начальной (максимальной) цены контрактов, цены контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, формировании цены иных договоров, заключаемых указанными в части 2 настоящей статьи лицами и предусматривающих выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, по сохранению объектов культурного наследия, при условии, что определение сметной стоимости строительства в порядке, установленном настоящей частью, в соответствии с настоящим Кодексом является обязательным. При этом сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров.
В этой связи, ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации определяется с применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов согласно приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ N 421/пр от 04.08.2020 (далее - Приказ N 421/пр от 04.08.2020).
Согласно пункту 13 Приказа N 421/пр от 04.08.2020, при отсутствии во ФГИС ЦС данных о сметных ценах в текущем уровне цен на отдельные материалы, изделия, конструкции (далее - материальные ресурсы) и оборудование, а также сметных нормативов на отдельные виды работ и услуг допускается определение их сметной стоимости по наиболее экономичному варианту, определенному на основании сбора информации о текущих ценах.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2020 N 57401), утверждены Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр (далее - Порядок, Методика).
Согласно пункту 4 Порядка НМЦК при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) определяется заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона о контрактной системе.
По решению заказчика положения Порядка используются при определении и обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений, расположенных на территории Российской Федерации, проектно-сметным методом.
Согласно пункту 7 Порядка результат определения НМЦК оформляется заказчиком в виде протокола, рекомендуемый образец которого приведен в Приложении N 1 к Порядку.
Пунктом 29 Порядка предусмотрено, что после определения НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется составление проекта сметы контракта. Проект сметы контракта на выполнение подрядных работ составляется в пределах НМЦК без использования сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
Извещение об осуществлении закупки содержит локальный сметный расчет стоимости работ по контракту, проект сметы контракта, протокол определения начальной максимальной цены контракта, что соответствует части 9.2 статьи 22, Приказу N 421/пр от 04.08.2020, Порядку, утвержденному Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр.
При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы", Законом о контрактной системе, Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по осуществлению контроля за формированием НМЦК по закупке.
В силу пункта 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе полномочия по контролю определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы финансового контроля.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, снижение НМЦК в ходе аукциона осуществляется путем снижения текущего минимального ценового предложения на величину, составляющую от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта. На основании пункта 3 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе допускается подача ценового предложения независимо от "шага аукциона", установленного извещением об осуществлении закупки.
Согласно пункту 4 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе оператор электронной площадки с использованием электронной площадки автоматически отклоняет ценовые предложения, не соответствующие требованиям настоящей части. Отклонение ценовых предложений по иным основаниям не допускается.
В соответствии с протоколом о проведении аукциона, а также сведений, размещенных в ЕИС в разделе "Информация о торгах" следует, что снижение НМЦК в ходе аукциона составило 5,05 %, что не противоречит требованиям части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе.
Кроме того, наличие трех участников аукциона, также, как и снижение НМЦК 5,05%, в совокупности свидетельствуют о наличии достаточной конкурентной среды при проведении закупки.
Доказательства наличия признаков сговора в действиях должностных лиц Заказчика и/или Уполномоченного органа, также, как и в действиях участников аукциона, а также доказательства нарушения прав и законных интересов Заявителя или иных лиц, допущенных при проведении закупки, Заявителем не представлено.
Также Комиссия отмечает, что вопросы, относящиеся к соблюдению конкуренции при проведении закупки не могут быть рассмотрены комиссией по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, поскольку относятся к сфере регулирования антимонопольного законодательства.
С учетом изложенного, доводы обращения Заявителя в указанной части также не находят своего подтверждения, не доказаны.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Доводы обращения Заявителя не находят своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 августа 2023 г. N 074/06/99-1840/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023