рассмотрев жалобу ООО "АВАНГАРД" (далее - Заявитель) на действия министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме: "Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2024 годах в городском округе городе-курорте Сочи" (извещение N 0818500000823005204) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что требования извещения противоречат Закону о контрактной системе: объединение Заказчиком в один лот содержания автомобильных дорог срок два года на территории всех четырех внутригородских районов города-курорта Сочи приводит к неоправданному увеличению объема работ, начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), суммы обеспечения заявки, суммы обеспечения исполнения государственного контракта, а также цены выполненных работ/услуг по договорам, представляемых участниками Конкурса в соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571; в соответствии с условиями Извещения, содержание дорог необходимо оказывать в один временной период параллельно, что накладывает на исполнителя по государственному контракту дополнительную кадровую и финансовую нагрузку, что не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения в которых с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
20.07.2023 г. уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2024 годах в городском округе городе-курорте Сочи" (извещение N 0818500000823005204). Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края.
Начальная (максимальная) цена контракта - 757 000 000,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из извещения об осуществлении закупки, следует, что объектом закупки, в данном случае, является: "Содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2024 годах в городском округе городе-курорте Сочи" (далее - Работы).
Согласно технической документации закупки, вид работ на указанных в закупке объектах является идентичным, в связи с чем закупка отнесена к коду 42.11.20.300 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, требование о наличии членства в саморегулируемой организации Заказчиком не устанавливалось.
Работы по содержанию автомобильных дорог по данной закупке предусмотрены в 2023-2024 годах в целях повышения транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог общего пользования на территории Краснодарского края, в рамках реализации мероприятия "Капитальный ремонт и ремонт, содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, включая проектно-изыскательские работы" подпрограммы "Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Краснодарского края" государственной программы Краснодарского края "Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 12 октября 2015 года N 965.
Автомобильные дороги, подлежащие содержанию расположены на территории одного муниципального образования, городского округа города-курорта Сочи Краснодарского края.
Верховный суд РФ в Определении от 12.04.2018 N 309-КГ18-2670 указал на то, что что объединение в один лот однородных работ, расположенных на территории одного субъекта РФ, а также привлечение в связи с этим подрядных организаций, обладающих достаточными материальными, трудовыми и экономическими ресурсами в целях надлежащего выполнения принимаемых на себя обязательств по государственному контракту, соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе и не является нарушением положений Закона о защите конкуренции.
Кроме того, Верховный суд отметил, что установление размера обеспечения заявки на участие в аукционе и размера обеспечения исполнения контракта, само по себе не является нарушением требований законодательства, произведено в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, отвечают его целям, способствуя привлечению к участию в аукционе подрядных организаций, обладающих достаточными материальными, трудовыми и экономическими ресурсами, обладающих положительной деловой репутацией, в целях надлежащего выполнения принимаемых на себя обязательств по государственному контракту.
Согласно правовой позиции, выраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение закупок, сколько выявление в ходе торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Данные выводы подтверждены Определением Верховного Суда РФ от 29.01.2019 N 305-КГ18 -24303, от 31.05.2017 N 305-КГ17-5732, Постановлением Арбитражного Суда Московского округа от 06.06.2019 NФ05-4329/19 (дело N А40-131623/18).
Заказчиком представлены письменные пояснения в которых указано, что описание объекта закупки осуществлялось с учетом расположения дорог, находящихся в исключительном ведении заказчика и потребностью заказчика, сформированной в соответствии с Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Таким образом, предъявляемые требования к выполнению работ по закупке одинаковы для всех участников открытого конкурса в электронной форме, никаких преимущественных условий отдельным участникам не предоставлялось, Заказчиком соблюдены принципы необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд и эффективного расходования бюджетных средств, при этом требования действующего законодательства не нарушались.
Объединение в один лот однородных работ на ряде объектов для их выполнения единым субъектом, обладающим необходимыми и достаточными ресурсами, не может являться нарушением Закона о контрактной системе.
Заказчик руководствовался необходимостью определения подрядчика, способного обеспечить выполнение комплекса работ в установленные контрактом сроки. Лот сформирован исходя из типа выполняемых работ, используемого технологического процесса, функциональной связи, финансирования, территориального признака, экономической целесообразности и эффективностью контроля за выполнением работ.
При этом Заказчик исходил из цели минимизации риска некачественного содержания дорог, возможности оперативно реагировать на различные обстоятельства природного или техногенного характера, возникающие в связи с этим последствия на участках дорог, и эффективного освоения бюджетных средств. Специфика такого рода работ характеризуется необходимостью непрерывного, в течение длительного времени, поддержания надлежащего состояния дорог на всей протяженности, обеспечения единого стандарта качества содержания дорог в сложных климатических условиях с перепадом температур и разнообразными осадками, при смене сезонов.
В письме Федеральной антимонопольной службы от 26.07.2023 г. N МШ/59508/23 "Об актуализации разъяснений ФАС России по вопросу формирования лота при проведении закупок на содержание/ремонт автомобильных дорог в соответствии с законом о контрактной системе", установлено, что для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 миллион жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,2 млрд рублей. В закупке N 0818500000823005204 установлено максимальное значение цены контракта в размере 757 000 000,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает, что протокол договорной цены, являющийся приложением к проекту государственного контракта, предусматривает закупку оборудования электрического, услуги по сбору и удалению отходов.
С указанным доводом представители уполномоченного учреждения, Заказчика не согласились. Из пояснений следует, что указанный протокол содержит перечень видов, работ, услуг, а также перечень материалов, оборудования, используемого при выполнении работ, услуг подрядчиком.
Согласно условиям проекта государственного контракта, подрядчик выполняет работы, а также самостоятельно приобретает при необходимости, используемые материалы, оборудование.
В технической документации закупки, виды работ сформированы в соответствии с классификацией работ по содержанию автомобильных дорог утвержденной Приказом Министерства транспорта РФ от 16 ноября 2012 г. N 402.
Указанные Заявителем виды работ (услуг) не закупаются отдельно Заказчиком, а входят в состав работ, выполняемых подрядчиком при содержании автомобильных дорог в соответствии с указанной классификацией, в связи с чем вся закупка отнесена к коду 42.11.20.300 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)", позиция, определенная кодом 42 с 1 сентября 2020 г. исключена из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукционы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Обоснование начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги документации закупки N 0818500000823005204 содержит наименование работы, услуги, товаров, основные характеристики и начальную цену единицы по позиции в соответствии с частью 2, частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе от 05.04.2013 N44-ФЗ.
В приложении N 2 проекта государственного контракта "Протокол согласования договорной цены" (далее - Протокол) также указано наименование товара, работы, услуги, входящих в объект закупки; единица измерения, а также начальная цена единицы товара, работы, услуги в рублях. Графы Протокола
Договорной коэффициент |
Цена единицы товара, работы, услуги по контракту, руб. |
в том числе НДС*, руб. |
5 |
6 |
7 |
заполняются Заказчиком в момент заключения контракта с победителем конкурса в электронной форме на основании предложения такого участника закупки.
К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 (ред. от 31.10.2022) "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Запросы о даче разъяснений положений извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме со стороны Заявителя не направлялись.
Таким образом, в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной систем не установлено.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АВАНГАРД" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000823005204).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 августа 2023 г. N 876/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023