Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
на действия министерства здравоохранения КК при проведении ГКУ КК "Дирекции государственных закупок" электронного аукциона: "Поставка системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой; шифр регионального проекта Краснодарского края 00N9008700967" (извещение N 0818500000823005511) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что: Заказчиком при установлении требований в описании объекта закупки, закупаемого товара, не применены позиции КТРУ 26.60.11.113-00000089 - "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая" соответствует Код ОКПД2 - 26.60.11.113, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (Постановление N878).
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены пояснения, согласно которым характеристики товара указаны в соответствии с потребностями Заказчика.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Поставка системы маммографической рентгеновской стационарной, цифровой; шифр регионального проекта Краснодарского края 00N9008700967" (извещение N 0818500000823005511). Заказчик - министерство здравоохранения КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 250 000,00 руб.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Заказчиком в извещении электронного аукциона установлены следующие ограничения:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Обстоятельства, допускающие исключение из установленных запретов или ограничений |
Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска |
Примечание |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
|
|
|
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
|
|
|
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе извещения заказчиком размещено файл "Описание объекта закупки.xls", где Заказчиком установлены требования к поставляемому товару. "Система маммографическая рентгеновская стационарная, цифровая" Код ОКПД2 - 26.60.11.113, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, содержится в постановлении Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N878), что отражено в извещении закупки.
Из ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе следует, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
В силу п.9 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (Далее Правила) каталог формируется и ведется в электронной форм. Позиция каталога формируется согласно п.10 Правил. П.4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупе (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупе) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22-27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Постановлением N878. Из п.7 Правил следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
Заказчиком представлены пояснения в которых указано, что в связи с тем, что параметры, указанные в КТРУ, не отражают характеристики товара, требуемого к поставке. Заказчиком принято решение в необходимой степени детализировать описание объекта закупки с целью указания всех параметров, позволяющих определить соответствие закупаемого товара требованиям, установленным Заказчиком и соблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
По совокупности предлагаемых требований, указанных в КТРУ 26.60.11.11300000089, Заказчик может получить оборудование с недостаточной для выполнения планируемых функций комплектацией и по своим качественным, техническим и функциональным характеристикам, уступающим современным цифровым маммографическим системам. Поставка товара, не соответствующего требованиям Заказчика, может отрицательно отобразиться на качестве медицинской помощи, состоянии здоровья пациентов, а также привести к срыву лечебного процесса.
Таким образом, КТРУ содержит позицию, соответствующую объекту закупки. В пояснениях Заказчик указывает, что использование имеющихся позиций КТРУ (26.60.11.113-00000089, 26.60.11.113-00000090, 26.60.11.113-00000091) не представляется возможным, так как ни одна из них не содержит потребительских свойств и характеристик, необходимых Заказчику, например,:
- Параметры цифрового приёмника рентгеновского излучения (детектора). В КТРУ не приведены параметры, определяющие качество получаемого изображения такие как размер пикселя, пространственное разрешение, геометрические искажения, неравномерность яркости сигнала и пр. Маммография требует обнаружения чрезвычайно малых объектов (микрообызвествления размерами от 50 мкм). Малый размер пикселя не более 50 мкм обеспечивает улучшенную визуализацию молочной железы для обнаружения опухолей и микрокальцинатов, а также позволяет реже выполнять прицельные снимки.
- Параметры рентгеновского излучателя. Эти параметры определяют качество рентгеновского излучения и влияют на качество получаемого изображения.
- Мощность питающего устройства и количество электричества. Эти параметры отвечают за характеристики рентгеновского излучения и являются важнейшими для определения спектра возможных исследований.
- От характеристик снимочного штатива зависит возможность проведения съёмки в краниальнокаудальной, медиолатеральной, боковой косой проекциях. Электропривод и вертикальное перемещение штатива обеспечивает удобство при выборе проекции, а от усилия компрессии молочной железы зависит качество получившихся снимков.
- Рентгенозащитная ширма позволяет проводить исследования в непосредственной близости к пациенту, тем самым облегчая врачу задачу по позиционированию пациента при выборе различных проекций.
Таким образом, Заказчиком в нарушение ч.6 ст.23, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Правил при описании товара не использовалась позиция КТРУ с обязательными характеристиками. Использование кода ОКПД2 вместо КТРУ свидетельствует о намерении Заказчика обойти требования законодательства относительно применения КТРУ и использовать характеристики, не предусмотренные КТРУ. Кроме того, используемый в извещении код ОКПД2 содержится в КТРУ.
По смыслу п.7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление 19-го арбитражного апелляционного суда от 28.02.2022 по делу NА48-9099/2021).
Из письма Минфина России от 14.09.2020 N24-06-05/80634 "О рассмотрении обращения и направлении по подведомственности" следует:
"В силу положений пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования каталога), формирование сведений о наименовании закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг, единице измерения их количества или объема, а также описание требований к техническим (функциональным) характеристикам таких товаров, работ, услуг осуществляется с обязательным применением позиций каталога с учетом возможности указания в порядке пунктов 5 и 6 Правил использования каталога дополнительных технических (функциональных) характеристик объекта закупки, не предусмотренных позициями каталога.
При этом Минфин России обращает внимание, что в силу вступивших изменений в пункт 5 Правил использования каталога в соответствии с принятым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 исключена возможность указания дополнительных технических (функциональных) характеристик товаров, не предусмотренных позицией каталога, при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 (далее - Перечень).
С учетом изложенного с 01.07.2020 заказчик при осуществлении с использованием позиций каталога закупки товаров, отнесенных к Перечню, применяет только указанные в соответствующей позиции каталога функциональные, качественные характеристики, потребительские свойства товара.
Таким образом, описание закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с содержащимися в позициях каталога техническими (функциональными) характеристиками, а также дополнительными техническими (функциональными) характеристиками, указываемыми заказчиком самостоятельно при наличии соответствующей потребности, за исключением закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень".
В своей жалобе заявитель не указывает, какое именно оборудование он готов поставить, если бы Заказчик произвел описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ, какие именно требования, установленные Заказчиком, препятствуют заявителю жалобы подать заявку для участия в аукционе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителей Заказчика, уполномоченного органа, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Уполномоченным органом представлены пояснения согласно которым Заказчиком в составе заявки представлена сравнительная таблица, в соответствии с которой под данное описание подходят как минимум 3 производителя:
"Аппарат рентгеномаммографический автоматизированный Маммо-РП, АО "РЕНТГЕНПРОМ";
"Маммограф рентгеновский МР-"Диамант" по ТУ 9442-004-86112671-2011, ООО "Севкаврентген-Д";
"Маммограф рентгенографический цифровой МАММОСКАН", ЗАО "ЛИНЕВ АДАНИ", Беларусь.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Богачева-Залогина Р.В. обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - министерства здравоохранения КК нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33, ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенные нарушения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, не выдавать.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 августа 2023 г. N 887/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - характеристика - государственные и муниципальные нужды - ктру - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2023