Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - МКОУ "Тазовская школа-интернат среднего общего образования" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку видеоувеличителей, начальная (максимальная) цена контракта - 3 759 466,34 рублей (извещение N 0190300000723000572) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Запроса котировок в электронной форме при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 28.07.2023 10:57 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 07.08.2023 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 07.08.2023;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 09.08.2023;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Заказчиком нарушены требования Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку описанию объекта закупки соответствуют товары единственного производителя, компании Freedom Scientific (США).
2. Заказчик не использует при описании объекта закупки каталог товаров, работ и услуг (далее - КТРУ). Заявитель просит внести изменения в техническое задание, изложив требования к техническим характеристикам оборудования согласно КТРУ.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Из указанных возражений следует, что в используемых характеристиках ни каких конкретных показателей на тот или иной товар конкретного производителя и конкретной модели не прописывалось. В процессе проведения аукциона на поставку видеоувеличителей (Извещение N 0190300000723000572) было подано 4 заявки на участие в аукционе со снижением цены на 72,00%, что свидетельствует на отсутствие ограничения конкуренции при формировании потребности в закупке. По данным из поданных заявок потенциальные поставщики предлагают товар из таких стран как США / Нидерланды / Китай. Заказчик обратил внимание, что Заявитель не принимал участие в данном аукционе и не подавал запроса о разъяснении положений извещения на этапе подачи заявок по возникшему у него вопросу. Сам Заявитель в своей жалобе, ссылаясь на невозможность поставки эквивалента товара, предлагает таковой, при этом (по тексту жалобы): В части I. (позиция 1) Стационарный видеоувеличитель, согласно характеристикам, должен быть диагональю не менее 27'' в то время как Заявитель предлагает похожий по функционалу товар, но с диагональю 24''. Так же, что касается не применения КТРУ: В характеристиках согласно КТРУ, нет позиций описывающих видеоувеличители в комплектах.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145, Правила использования КТРУ, КТРУ).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Комиссией управления установлено, что согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком предусмотрена поставка видеоувеличителей (позиция N1 и N2), указан код ОКПД2 28.99.39.190 "Оборудование специального назначения прочее, не включенное в другие группировки".
1. Из первого довода жалобы Заявителя следует, что в описании объекта закупки требования к техническим характеристикам видеоувеличителей, прописаны таким образом, что никакое другое устройство, выполняющее тот же функционал, - не подходит под описание. Совокупность технических характеристик не позволяет поставить ни один товар, подходящий под описание объекта закупки, кроме как товары единственного производителя и исключает возможность участия товаров иных, в том числе моделей российских производителей, выполняющих тот же функционал.
Кроме того, как указывает в жалобе Заявитель и не опровергается Заказчиком, каждая позиция комплекта видеоувеличителей представлена в единственной модели, производимой компанией из США или Нидерландов, входящей в единый холдинг Freedom Scientific (США), имеющей на территории РФ официального дистрибьютера, компанию ООО "Элита Групп".
Как следует из материалов дела, Заказчиком не подтверждено, что установленным в описании объекта закупки техническим характеристикам соответствуют товары как минимум двух производителей.
Заказчиком не представлена сравнительная таблица характеристик товара, установленных описанием объекта закупки с характеристиками товара иных производителей, которые соответствуют требованиям описания объекта закупки.
Комиссия обращает внимание, что указание заказчиком при описании объекта закупки определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг).
Следовательно, включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в рассмотренном случае, заказчиком не представлено каких-либо доказательств специфики использования такого товара (работ, услуг). Заказчиком не представлены доказательства, позволяющие Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности характеристик соответствует товар и иного производителя.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
2. Из второго довода жалобы следует, что Заказчик не использует при описании объекта закупки КТРУ.
Комиссией установлено, что в описании объекта закупки указано наименование поставляемых товаров "Комплект видеоувеличителей", код ОКПД 28.99.39.190, код позиции КТРУ не указан.
При этом в описании объекта закупки Заказчик указал, что КТРУ не применяется, т.к. отсутствуют позиции, подходящие по характеристикам закупаемым объектам.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что в каталоге товаров, работ, услуг (КТРУ) имеется ряд позиций с кодом 28.99.39.190-00000282, 28.99.39.190-00000283, 28.99.39.190-00000284 (ОКПД2 28.99.39.190) на товар "Видеоувеличитель". Обязательное применение позиции КТРУ с 22.05.2022.
На основании изложенного Комиссия установила, что Заказчик в извещении об осуществлении закупки не использовал позиции обязательного к применению каталога КТРУ, что противоречит требованиям п.4 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства N 145 и нарушает требования п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом в действиях Заказчика имеется нарушение требований п.5 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы Заявителя находит свое подтверждение и является обоснованным.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу о наличии оснований для выдачи предписания о приведении извещения об осуществлении закупки в соответствие с действующим законодательством. Выявленные Комиссией по результатам рассмотрения жалобы нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Круст" на действия Заказчика - МКОУ "Тазовская школа-интернат среднего общего образования" при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку видеоувеличителей, начальная (максимальная) цена контракта - 3 759 466,34 рублей (извещение N 0190300000723000572), обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 33 и п.5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица - ответственного за утверждение извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к извещению документов, о необходимости представить в срок до 25.08.2023 г. в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживания;
- адрес электронной почты (контактная информация);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию извещения об осуществлении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица - назначается на 28.08.2023 в 16 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru to89-shulika@fas.gov.ru.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 10 августа 2023 г. N 089/06/33-584/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023