Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 11.08.2023 N 155/23 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "СТиМ-Казань" (далее - Комиссия), в составе:
в присутствии представителя заказчика - МБУ "Управление Белгорблагоустройство" (доверенность от 14.11.2022 N 41-56/01-09/1509), (доверенность от 14.08.2023 N 41-56/01-09/1215), руководителя управления муниципального заказа администрации города Белгорода (распоряжение от 16.09.2022 N 651-л), представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Белгорода (доверенность от 20.12.2022 N 41-25-179), представителей заявителя - ООО "СТиМ-Казань" (доверенность от 26.01.2023), (доверенность от 19.06.2023 N 91-2023), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-564/2023 по жалобе ООО "СТиМ-Казань" на действия аукционной комиссии при осуществлении электронного аукциона на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки (N закупки 0126300035823000682), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "СТиМ-Казань" на действия аукционной комиссии при осуществлении электронного аукциона на выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки (N закупки 0126300035823000682) (далее - Электронный аукцион).
Согласно доводу жалобы аукционной комиссией неправомерно отклонена заявка Заявителя ввиду несоответствия участника закупки требованиям Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Заказчик - МБУ "Управление Белгорблагоустройство" и представитель уполномоченного органа - управление муниципального заказа администрации города Белгорода представили возражения на жалобу ООО "СТиМ-Казань", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "СТиМ-Казань", ознакомившись с представленными возражениями, выслушав участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 26.07.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки.
Начальная (максимальная) цена контракта - 58 821 310,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СТиМ-Казань" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования)
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлению N 2571 (далее - Приложение). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком в извещении установлено требование в соответствии с позицией 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" раздела III "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.
Позицией 18 Постановления N 2571 установлено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
В соответствии с абзацем пятым подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позицией 32 и позициями 33 - 36 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Заявитель жалобы, являясь участником закупки с идентификационным номером 114707783, полагает, что представленный им в составе заявки в качестве подтверждения опыта договор субподряда N 22765 от 05.05.2021 соответствует указанным в Постановлении N 2571 требованиям и его заявка была отклонена неправомерно.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного органа участником N 114707783 - ООО "СТиМ-Казань" в качестве подтверждения опыта предоставлен договор субподряда N 22765 от 05.05.2021, заключенный между АО "Татавтодор", являющегося по данному договору стороной в качестве генподрядчика и ООО "СТиМ-КАЗАНЬ", являющегося по данному договору стороной в качестве субподрядчика. При проверке заявки, анализ вышеуказанного договора, показал, что в нём не содержатся сведения о том, что при его заключении и исполнении стороны руководствовались нормами Закона о контрактной системе либо нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами" (далее - Закон N 223-ФЗ).
Кроме того представитель Заказчика пояснил, что обществом не предоставлен номер реестровой записи из реестра договоров, заключенных по Закону о контрактной системе или Закону N 223-ФЗ, а также не предоставлен номер извещения о закупке, по которой заключался договор, в связи с чем, при проверке заявки участника не представляется возможным проверить данные сведения в единой информационной системе без предоставления вышеуказанной информации.
Предоставленный договор субподряда N 22765 от 05.05.2021 заключен в целях исполнения Генподрядчиком своих обязательств на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения, заключенного с ФКУ "Волго-Вятскуправтодор" (Заказчик) (п. 1.2 договора).
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Согласно пункту 3 статьи 706 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, а перед субподрядчиком - ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по договору подряда. Если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком.
Из содержания положений статьи 706 ГК РФ можно прийти к выводу, что договор субподряда - это отдельный самостоятельный договор, порождающий, по общему правилу, правоотношения между генподрядчиком и субподрядчиком.
То есть, в случае заключения договора субподряда отсутствует прямая взаимосвязь между заказчиком и субподрядчиком, стороны не могут использовать правовые механизмы по воздействию друг на друга, поскольку из содержания вышеприведенных положений Гражданского кодекса следует как заказчик, так и субподрядчик вправе предъявлять требования, связанные с нарушением договоров, только к Генподрядчику.
При этом представленный в составе заявки подателя жалобы договор субподряда не содержит условий, образующих правоотношения напрямую между заказчиком и субподрядчиком. Напротив, субподрядчик ответственен за результат выполненных работ только перед генподрядчиком.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаи несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.08.2023 NИЭА1 заявка участника с идентификационным номером 114707783 (податель жалобы) по причине несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 31 мая 2022 N 24-06-08/50855 при осуществлении закупок в соответствии с позициями, указанными в абзаце пятом подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является исполненный участником закупки контракт, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, или исполненный договор, заключенный в соответствии с Законом N 223-ФЗ. При этом такой договор (контракт) должен быть заключен с участником закупки и исполнен участником закупки в полном объеме, то есть выполнение работ, оказание услуг по соответствующему договору (контракту) должно быть завершено, что будет являться подтверждением наличия опыта у конкретного лица, позволяющего сделать вывод об объеме выполненных работ, оказанных услуг непосредственно этим участником.
Письмами N МЕ/51304/19 от 19.06.2019 N ПИ/71560/21 от 25.08.2021 ФАС России высказывает свою позицию о том, что подтверждающим соответствие участника закупки дополнительному требованию может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где стороной выступает участник закупки (генеральный подрядчик). Таким образом, договор субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СТиМ-Казань" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 15 августа 2023 г. N 031/06/106-564/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.08.2023