Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Куман" (далее - ООО "Куман", заявитель): ... (директор);
от заказчика ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) "ЯКУТСКАЯ РЕСПУБЛИКАНСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА (далее - ГБУ РС (Я) "ЯРКБ", заказчик): ... (представитель по доверенности);
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу посредством web-видеоконференции ООО "Куман" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРКБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуги специализированной лаборатории для своевременного отслеживания неисправностей и дефектов для мониторинга состояния эксплуатируемых кабелей и коммутационных аппаратов по предотвращению возникновения коротких замыканий и возгораний в электрооборудовании, находящихся на объектах ГБУ РС(Я) "ЯРКБ" (извещение N 0816500000623014575), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Куман" на действия заказчика.
В ходе рассмотрения дела представитель заявителя пояснил, что:
1. Заказчиком неправомерно установлено в проекте контракта требование о предоставлении исполнителем по контракту документа, подтверждающего зарегистрированные виды экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
2. В Описании объекта закупки заказчика отсутствует объем выполняемых услуг.
Просит признать жалобу обоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель заказчика пояснил, что с жалобой не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее:
1. Извещение N 0816500000623014575 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru и на сайте оператора электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг - 27.07.2023 года;
2. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 242 333,33 рублей.
4. На участие в закупке подано две заявки, обе заявки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении закупки.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Куман" частично обоснованной на основании следующего.
1. Довод жалобы в части того, что заказчиком неправомерно установлено в проекте контракта требование о предоставлении исполнителем по контракту документа, подтверждающего зарегистрированные виды экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, признан обоснованным на основании следующего.
Согласно пункту 4.3.8 проекта контракта заказчиком в оспариваемой закупке установлена обязанность исполнителя предоставить документ, подтверждающий зарегистрированные виды экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности: 1) "71.20.9" деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая; 2) "35.12" передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Из пояснений заказчика следует, что в целях достижения заданных результатов, согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе и в соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте государственного контракта включены условия по исполнению победителем закупки о предоставлении документа, подтверждающий зарегистрированные виды экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности: 1) "71.20.9" деятельность по техническому контролю, испытаниям и анализу прочая; 2) "35.12" передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с пунктом 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами в Российской Федерации (далее - офшорная компания), либо юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием".
Из статьи 6 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, в статье 6 Закона о контрактной системе закрепляется один из основных принципов контрактной системы - принцип обеспечения конкуренции, а статьей 31 Закона о контрактной системе устанавливаются единые требования к участникам закупки.
При этом следует отметить, что согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Из анализа норм статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что законодательством о контрактной системе не предусмотрена возможность установления требований к Исполнителю в проекте контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
С учетом изложенного законодательством Российской Федерации о контрактной системе не предусмотрена обязанность предоставления участниками закупки, поставщиками (подрядчиками, исполнителями) документа, подтверждающего наличие ОКВЭД, соответствующих объекту закупки.
Указанная позиция подтверждается Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 24-05-07/65808, согласно которому требования и ограничения в отношении соответствия кодов Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД 2), указанных в извещении и документации о закупке, кодам ОКВЭД 2, указанным в регистрационных данных участников закупок, положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрены.
Комиссия Якутского УФАС России полагает, что включение в проект контракта вышеуказанного требования к Исполнителю, могло привести к ограничению конкуренции.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования статьи 34 Закона о контрактной системе, довод жалобы признан обоснованным.
2. Довод жалобы в части того, что в Описании объекта закупки заказчика отсутствует объем выполняемых услуг, признан необоснованным на основании следующего.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Предметом электронного аукциона является право Заказчика на заключение контракта на оказание услуги специализированной лаборатории для своевременного отслеживания неисправностей и дефектов для мониторинга состояния эксплуатируемых кабелей и коммутационных аппаратов по предотвращению возникновения коротких замыканий и возгораний в электрооборудовании, находящихся на объектах ГБУ РС(Я) "ЯРКБ".
Из пояснений заказчика следует, что при составлении описания объекта закупки Заказчик руководствовался статьей 33 Закона о контрактной системе и использованы рекомендационные документы действующих стандартов ГОСТ Р, СНиП 3-4-80, СНиП 3.05.06.-85, "Правилами устройства электроустановок" (ПУЭ), "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей" (ПТЭЭП) и Приказ Минтруда и социальной защиты РФ "Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок" от 15.31.2020 года N 903Н, утвержденными методиками проведения работ.
Проанализировав Описание объекта закупки, Комиссия Якутского УФАС установила, что заказчиком указаны в описании объекта закупки виды оказываемых услуг и объекты, в которых Исполнитель обязан надлежащим образом провести услуги специализированной лаборатории для своевременного отслеживания неисправностей и дефектов для мониторинга состояния эксплуатируемых кабелей и коммутационных аппаратов по предотвращению возникновения коротких замыканий и возгораний в электрооборудовании.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе самостоятельно определять предмет закупки и его характеристики в соответствии с потребностью в том или ином товаре.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Между тем, жалоба ООО "Куман" не содержит документов и сведений, подтверждающих обоснованность жалобы в части того, что Описание объекта закупки заказчика сформировано ненадлежащим образом и не соответствует Закону о контрактной системе.
На основании изложенного и учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование данного довода в составе жалобы не представил, Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу, что довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения, и признается необоснованным.
Таким образом, жалоба ООО ""Куман" признана частично обоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Куман" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРКБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуги специализированной лаборатории для своевременного отслеживания неисправностей и дефектов для мониторинга состояния эксплуатируемых кабелей и коммутационных аппаратов по предотвращению возникновения коротких замыканий и возгораний в электрооборудовании, находящихся на объектах ГБУ РС(Я) "ЯРКБ" (извещение N 0816500000623014575) частично обоснованной. Довод в части того, что заказчиком неправомерно установлено в проекте контракта требование о предоставлении исполнителем по контракту документа, подтверждающего зарегистрированные виды экономической деятельности по общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, признан обоснованным.
2. Признать заказчика ГБУ РС (Я) "ЯРКБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуги специализированной лаборатории для своевременного отслеживания неисправностей и дефектов для мониторинга состояния эксплуатируемых кабелей и коммутационных аппаратов по предотвращению возникновения коротких замыканий и возгораний в электрооборудовании, находящихся на объектах ГБУ РС(Я) "ЯРКБ" (извещение N 0816500000623014575) нарушившим статью 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии _
Члены комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 9 августа 2023 г. N 014/06/49-1226/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023