Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков":
от ГКУ Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Петуховой М.С. (далее - Участник, Предприниматель, Исполнитель, Подрядчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением NИМ/6854/23 от 02.08.2023 (направлено электронной почтой и размещено в ЕИС),
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 17.05.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение N 0145200000423000653 на выполнение работ по установке недостающих технических средств организации дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Петергоф-Кейкино" в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 662 641,20 рублей.
По результатам торгов между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 0109 от 06.06.2023 (далее - Контракт).
Цена заключенного Контракта составила: 1 776 379,67 рублей.
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 19.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, Участник, уведомленный по электронной почте и через ЕИС, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, то есть Участник, уведомленный надлежащим образом, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 9.2 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда или в случае принятия Заказчиком или Подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями Закона о контрактной системе.
Также Комиссия Ленинградского УФАС России, ознакомившись с Контрактом и приложениями к Контракту, установила, что в соответствии с п. 1.2. Контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по установке недостающих технических средств организации дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Петергоф-Кейкино" в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области (далее - Работы), в сроки, предусмотренные Контрактом, а Заказчик обязуется принять надлежащим образом выполненные Работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
На основании Контракта:
- 1.3. Работы выполняются в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту), Расчетом стоимости (Приложение N 2 к Контракту), условиями Контракта и требованиями законодательства Российской Федерации, установленными для данного вида Работ.
- 1.4 Результатом Работ является: выполнение надлежащим образом работ по установке недостающих технических средств организации дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования регионального значения "Петергоф-Кейкино" в Ломоносовском и Кингисеппском районах Ленинградской области с высоким качеством, в полном объеме и в календарный срок, в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) и требованиями, предъявляемыми к таким видам Работ, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- 2.1. Подрядчик обязан выполнить Работы по Контракту в следующие сроки:
Начало выполнения работ - с даты заключения Контракта.
Окончание выполнения Работ - 01.07.2023.
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником, Комиссия Ленинградского УФАС России выявила следующие важные обстоятельства.
06.06.2023 стороны заключили Контракт.
В соответствии с положениями раздела 6 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту):
п. 6.1. - В течение 7 (семи) рабочих дней со дня подписания контракта, Подрядчик обязан разработать и согласовать с ГКУ "Ленавтодор" проекты организации дорожного движения на время производства работ.
п. 6.2. - В течение 7 (семи) рабочих дней со дня подписания контракта, разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ, включающий в себя сертификаты соответствия и паспорта на используемые материалы, график производства работ, приказы о назначенных должностных лиц, ответственных за проведение работ.
Однако в указанные сроки со стороны ИП Петуховой Марины Сергеевны какие-либо запросы и документы на согласование с Учреждением проектов организации дорожного движения и проекта производства работы не поступили.
16.06.2023 (исх. N 17-2061/2023) ГКУ "Ленавтодор" был направлен запрос сведений о ходе исполнения Контракта, оставленный без ответа со стороны Подрядчика. Документы, установление требованиями раздела 6 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) также не были предоставлены
В период с 19.06.2023 по 26.06.2023 между Учреждением и представителем ИП Петуховой Марины Сергеевны, велась переписка по вопросу согласования проектов организации дорожного движения на период организации работ, однако, вплоть до настоящего времени, в нарушение условий п. п.6.1 раздела 6 Описания объекта закупки (Приложение N 1 к Контракту) полученные в рабочем порядке замечания не устранены со стороны ИП Петуховой Марины Сергеевны, требования указанного пункта по согласованию документации не соблюдены.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в настоящее время работы по Контракту со стороны Подрядчика не завершены, срок, установленный п.2.1. Контракта для выполнения работ, истек.
Поскольку телефонные звонки и уведомления о необходимости исполнять условия Контракта результатов не принесли 19.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно материалам, представленные Заказчиком, следует, что ни на дату принятия решения об одностороннем отказе, ни на дату расторжения Контракта, Предприниматель не представлял иных документов о выполнении работ, о трудностях не сообщал.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Комиссия Ленинградского УФАС установила, что Заказчик со своей стороны:
Принял Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 19.07.2023;
Разместил решение в Единой Информационной системе - 19.07.2023 (https://zakupki.gov.ru/epz/rdik/card/reject-info.html?id=3174795);
Согласно данным ЕИС получено Участником - 19.07.2023 в 18:33 (МСК).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам.
1) Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации и заключенному Контракту Участник обязан выполнить все работы в объеме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему, и сдать их результат Заказчику.
Объем работ, качество и сроки были заранее известны Участнику, при этом Комиссии не представлено документов, которые свидетельствуют о том, что Участник сталкивался с обстоятельствами, препятствующими исполнению обязательств по Контракту.
Подписав Контракт, Участник согласился со всеми его условиями (в том числе со всеми приложениями к Контракту).
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом в соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Комиссия при принятии решения руководствуется в том числе многократными письмами Заказчика с полным перечнем замечаний, а Участнику неоднократно указывалось на них со стороны Заказчика и предлагалась возможность приступить к работам в надлежащем виде.
Согласно части 1 статьи 716 ГК Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Ввиду части 2 статьи 716 ГК Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Из материалов дела следует, что Участник не воспользовался предусмотренной Гражданским кодексом возможностью, обязательства по Контракту не приостанавливал. Доказательств обратного Комиссии представлено не было.
Таким образом, Участник, имея возможность выполнять работы, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него.
Поскольку вышеуказанной приостановки не осуществлялось, Комиссия Ленинградского УФАС не может считать какие-либо обстоятельства, как грозящее годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающее невозможность ее завершения в срок, а Участником не опровергнуто, что работы полностью выполнены с 06.06.2023 по 01.07.2023.
Анализируя именно действия (бездействия) в качественном критерии исполнения обязательств, Комиссия Ленинградского УФАС России отмечает, что Участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию средств государственного бюджетного учреждения, осуществляющего социально-значимые функции, что требует от Участника большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязательств.
Таким образом, весь объем и сроки работ были изначально известны Участнику, следовательно, неисполнение обязательств связанно с ненадлежащей степенью заботливости и осмотрительности, а Комиссии не представлено сведений о возникновении у Участника обстоятельств вследствие непреодолимой силы.
Комиссия при этом учитывает, что Заказчик предупреждал Участника о необходимости исполнить обязательства в рамках заключенного Контракта и выполнить работы в соответствии с его условиями.
Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Также, Комиссия исходит из того, что потребность Заказчика заключается в выполнении 100% работ, частичное исполнение работ не может свидетельствовать о надлежащей степени заботливости и осмотрительности, как и доказательством заинтересованности Участника в исполнении всех условий Контракта.
Комиссия подчеркивает, что односторонний отказ не лишал Участника возможности мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность выполнить работы в кротчайшие сроки, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Участником не предпринято, в чем Комиссия также усматривает признаки недобросовестности.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента.
2) Участник не представил Комиссии каких-либо пояснений со своей стороны, вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 401 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Таким образом, установление умышленности действий является установлением вины лица.
При этом согласно п. 2 ст. 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Следовательно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на Участнике, как на лице, нарушившем обязательство.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности, при этом о неисполнении обязательств по Контракту ему было известно.
3) При применении Комиссией такой меры, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле действия (бездействие) Участника привели к тому, что Контракт не был исполнен в полном объеме, работы по установке недостающих технических средств организации дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования регионального значения не выполнены, а Заказчик вынужден не исполнять программы Ленинградской области, поскольку не может воспользоваться результатом настоящего Контракта в надлежащем виде, а также вынужден формировать новую процедуру закупки для поиска нового исполнителя.
Комиссия обращает внимание на специфику работ, что требовало особого подхода и профессионализма со стороны Исполнителя (автомобильная дорога), тем более в ситуации значительного снижения цены в ходе торгов (с 3 662 641,20 до 1 776 379,67 рублей).
Комиссия, изучив все имеющиеся материалы, приходит к выводу, что Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта с Предпринимателем.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности при исполнении возложенных на него обязательств в рамках заключенного Контракта, соразмерных включению в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения об ИП Петуховой М.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 9 августа 2023 г. N 047/10/104-2214/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2023