Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ЭСМ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС России документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 0145200000422000076 от 04.05.2022 на строительство объекта "Строительство котельной мощностью 3 МВт в г.п.Свирьстрой Лодейнопольского муниципального района с сетями инженерно-технического обеспечения, включая проектно-изыскательские работы" (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 24.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 8.2. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращения Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 24.07.2023 обязательства по Контракту не выполнены в полном объеме.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, п. 1.1. Контракта установлено, что Подрядчик обязуется в установленные сроки выполнить работы по объекту: строительство объекта"Строительство котельной мощностью 3 МВт в г.п.Свирьстрой Лодейнопольского муниципального района с сетями инженерно-технического обеспечения, включая проектно-изыскательские работы" (далее - Объект) и сдать результат выполненной работы Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат выполненной работы и уплатить определенную Контрактом цену.
Согласно п. 1.2. Контракта результатом выполненных работ считается построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного Объекта требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с последующей сдачей объекта в установленном порядке органам Ростехнадзора и оформлением акта приемки законченного строительством объекта.
На основании п. 1.3. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии со "Сметой Контракта" (Приложение N1 к Контракту), "Графиком выполнения строительно-монтажных работ" (Приложение N2 к Контракту),"Описанием объекта закупки" (приложение N3 к Контракту), проектной документацией, прошедшей государственную экспертизу в установленном законом порядке, определяющей объем, содержание работ и предъявляемые к ним требования, а также условиями настоящего Контракта.
В обязанности Участника по Контракту входит в том числе:
- 4.4.1. Принять на себя обязательства выполнить работы по строительству Объекта в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с "Графиком выполнения строительно-монтажных работ" (Приложение N2 к Контракту).
- 4.4.2. Обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной документацией, с условиями Контракта, в том числе с соблюдением требований технических регламентов, с соблюдением правил, установленных стандартами, сводами правил, обеспечить устранение недостатков (дефектов), выявленных при приемке работ и (или) обнаруженных в пределах гарантийного срока, предусмотренного Контрактом.
- 4.4.3. Обеспечить поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение.
- 4.4.9. Информировать Заказчика обо всех происшествиях на Объекте, в том числе об авариях или о возникновении угрозы аварии на Объекте, несчастных случаях на Объекте, повлекших причинение вреда жизни и (или) здоровью работников Подрядчика и иных лиц, не позднее 24 (двадцати четырех) часов с момента, когда возникновение аварии или несчастного случая или угроза аварии или несчастного случая стали известны или должны были быть известны Подрядчику.
- 4.4.19. Обеспечить постоянное видеонаблюдение в сети "Интернет" за площадными объектами, с соблюдением требований к качеству и надежности видеотрансляции (суммарная продолжительность отсутствия трансляции не более восьми часов в месяц; наглядность процесса строительства, обеспечиваемая установкой достаточного числа камер по периметру объекта; отсутствие посторонних предметов в зоне трансляции, перекрывающих обзор; четкость изображения, устойчивость к неблагоприятным погодным условиям; использование видеохостингов с возможностью встраивания трансляции на сторонних веб-сайтах.
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
1. Приложение N 1.Смета Контракта.
2. Приложение N 2.График выполнения строительно-монтажных работ.
3. Приложение N 3. Описание объекта закупки.
4. ПриложениеN4. Ведомость видов и объемов работ, выполняемых Подрядчиком самостоятельно без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого Подрядчика, к исполнению своих обязательств по Контракту.
Смета Контракта на строительство объекта "Строительство котельной мощностью 3 МВт в г.п. Свирьстрой Лодейнопольского муниципального района с сетями инженерно-технического обеспечения, включая проектно-изыскательские работы" предусматривает следующие виды работ.
N п/п |
Наименование конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ |
Единица измерения |
Количество (объем работ) |
Цена, руб. |
|
На единицу измерения |
Всего |
||||
1. |
Снос зеленых насаждений |
штука |
1 |
62229,67 |
62229,67 |
2. |
Выемка торфа из-под пятна застройки |
штука |
1 |
7145,57 |
7145,57 |
3. |
Восстановительная стоимость зеленых насаждений (НДС не облагается) |
штука |
1 |
126714,11 |
126714,11 |
4. |
Конструктивные решения |
штука |
1 |
2355261,58 |
2355261,58 |
5. |
Конструктивные решения. Каркас башни дымовой трубы |
штука |
1 |
936037,43 |
936037,43 |
6. |
Архитектурные решения |
штука |
1 |
1386916,57 |
1386916,57 |
7. |
Тепломеханическая часть котельной |
штука |
1 |
13919239,22 |
13919239,22 |
8. |
Система топливоснабжения котельной |
штука |
1 |
2797829,64 |
2797829,64 |
9. |
Внутренние сети водоснабжения котельной |
штука |
1 |
75540,47 |
75540,47 |
10. |
Внутренние сети водоотведения котельной |
штука |
1 |
186351,32 |
186351,32 |
11. |
Автоматизация тепломеханического оборудования |
штука |
1 |
4014004,05 |
4014004,05 |
12. |
Электрооборудование и электроосвещение котельной |
штука |
1 |
702063,47 |
702063,47 |
13. |
Система отопления и вентиляции котельной |
штука |
1 |
235967,31 |
235967,31 |
14. |
Сети связи |
штука |
1 |
470322,51 |
470322,51 |
15. |
Пожарная сигнализация. Система оповещения и управления эвакуацией при пожаре |
штука |
1 |
355045,68 |
355045,68 |
16. |
Наружные сети электроснабжения |
штука |
1 |
101617,46 |
101617,46 |
17. |
Наружные сети водоснабжения |
штука |
1 |
99885,53 |
99885,53 |
18. |
Наружные сети водоотведения |
штука |
1 |
768661,09 |
768661,09 |
19. |
Наружные сети теплоснабжения |
штука |
1 |
1291464,35 |
1291464,35 |
20. |
Вертикальная планировка |
штука |
1 |
107858,94 |
107858,94 |
21. |
Дорожные покрытия |
штука |
1 |
833069,28 |
833069,28 |
22. |
Озеленение территории |
штука |
1 |
879363,01 |
879363,01 |
23. |
Ограждение территории |
штука |
1 |
1414344,25 |
1414344,25 |
24. |
Придорожный дренаж |
штука |
1 |
40139,39 |
40139,39 |
25. |
Пусконаладочные работы. Котельная |
штука |
1 |
1410248,62 |
1410248,62 |
26. |
Временные здания и сооружения - 3,2% |
штука |
1 |
534926,77 |
534926,77 |
27. |
Производство работ в зимнее время - 1,5% |
штука |
1 |
258776,50 |
258776,50 |
28. |
Плата за размещение отходов производства и потребления (период строительства) |
штука |
1 |
1023,91 |
1023,91 |
29. |
Плата за негативное воздействие на ОС (НДС не облагается) |
штука |
1 |
555,53 |
555,53 |
30. |
Рабочая документация |
штука |
1 |
2152691,11 |
2152691,11 |
31. |
Непредвиденные работы и затраты -2% |
штука |
1 |
750503,06 |
750503,06 |
|
ИТОГО без НДС |
- |
- |
38275797,40 |
38275797,40 |
Коэффициент, понижающий до лимитов выделенных бюджетных обязательств -0,98390355551044 | |||||
Коэффициент перехода к НМЦК -1,19933498634309 | |||||
Коэффициент конкурсного снижения - 0,994999999909049 | |||||
|
Твердая цена контракта |
- |
- |
44940754,63 |
44940754,63 |
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующую хронологию событий.
04.05.2022 стороны заключили Контракт.
19.05.2022 Подрядчик прибыл на объект и принял по актам приема-передачи экземпляры на бумажном носителе: материалов инженерных изысканий, проектную документацию, положительное заключение государственной экспертизы N 471-1-3-022499-2021 от 30.04.2021, дата включения сведений в реестр 04.05.2021, разрешение на строительство, расчет восстановительной стоимости зеленых насаждений, технический отчет о выполненных инженерно-геодезических изысканий по созданию геодезической разбивочной основы объекта строительства, бланк ордера на производство земляных работ. Строительная площадка (земельный участок) была передана по акту приема -передачи.
В соответствии с условиями контракта Подрядчик первоначально должен был на основании проектной документации разработать рабочую документацию и с 01.06.2022 приступить к строительно-монтажным работам.
Из материалов дела следует, что Участник приступил к исполнению Контракта, так рабочая документация предъявлена Подрядчиком и принята Заказчиком по накладной N14 от 23.05.2022, акт сдачи-приемки рабочей документации подписан сторонами 24.052022. и оплачена Заказчиком.
31.05.2022 Заказчик передал подрядчику по акту 1 экз. рабочей документации на бумажном носителе.
14.06.2022 исх.N259 Заказчик обратился к Подрядчику с просьбой прибыть на рабочее совещание.
Исх.N314/2022 от 15.06.2022 Подрядчик попросил Заказчика внести изменения в проектную документацию в части замены оборудования, попавшего под международные санкции.
В соответствии с п. 2.3. приложения N3 Контракта в случае, если проектно-сметная документация содержит указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезную модель, промышленный образец, наименование места происхождения товара или наименование производителя, подрядчик вправе по согласованию с заказчиком использовать эквивалентные материалы и оборудование, которые по своим техническим и функциональньпл характеристикам (потребительским свойствам) являются аналогичными указанным в проектно-сметной документации материалам и оборудованию либо обладают улучшенными характеристиками. Применение подрядчиком материалов и оборудования с характеристиками отличными от проектно-сметной документации не должно ухудшать качество строящегося объекта, а также должно обеспечивать проектные решения в соответствии с проектно-сметной документацией.
Учитывая вышеизложенное, исх.N278 от 28.06.2022 Заказчик уведомил подрядчика об отсутствии в его обращении перечня оборудования, которое предлагает подрядчик взамен указанных в проекте и запросил в кратчайшие сроки направить в его адрес перечень заменяемого оборудования для согласования и оценки возможности его применения при строительстве объекта с условием подтверждения соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, либо с необходимостью внесения изменения в проектную документацию и повторным прохождением государственной экспертизы.
Письмом Исх. N317/2022 от 04.07.2022 подрядчик предоставил информацию по предлагаемым производителям.
Разработчик проектной документации ООО "Тепломех" (авторский надзор), исх.N292ШР/2022 от 18.07.2022 предоставил разработанный им список заменяемого оборудования.
Заказчик направил в адрес Подрядчика:
- уведомление N1 о необходимости исполнения п.4.4.16 контракта (установка ограждения, предупреждающие знаки, информационный щит) исх.N280 от 28.06.2022,
- уведомление N2 о необходимости исполнения п.4.4,18 контракта (разработка ведомости видов и объемов работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно) исх. N281 от 28.06.2022,
- уведомление N3 о необходимости исполнения п.4.4.19 контракта (видеонаблюдение) исх.N282 от 28.06.2022.
Исх.N319 от 06.07.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о несоответствии проектной документации материалам изысканий в части глубины залегания торфа и объемов выемки.
В результате переписки и проведенных совещаний авторский надзор (разработчик проектной документации ООО "Тепломех"), исх.N291/ПР/2022 от 18.07.2022 согласился с Участником и сообщил о готовности согласования исполнительной документации с уточненными объемами земляных работ по выемке торфа.
Исх.N318/2022 от 06.07.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о невозможности своевременного исполнения Контракта без авансирования работ в размере 45 % от цены Контракта. Заказчик, учитывая высокую социальную значимость объекта, согласился на авансирование.
Исх.N315 от 13.07.2022 Заказчик направил уведомление N4 о необходимости исполнения п.4.4.19 контракта (видеонаблюдение).
Исх.N324 от 19.07.2022 Заказчик уведомил подрядчика об угрозе срыва работ по графику и строительства в целом, о том, что упало ограждение; не закончены земляные работы, отсутствует освещение и видеонаблюдение.
Исх.N326 от 20.07.2022 Заказчик сообщил о своем согласии на выполнение Подрядчиком работ по выемке торфа и обратной засыпке с учетом внесения изменений и предоставления подтверждения, также Заказчик сообщил Подрядчику о нарушении сроков исполнения комплекса работ "Подготовка территории" и просил подрядчика активировать работу на строительной площадке.
Исх.N325 от 20.07.2022 Заказчик направил уведомление N5 о необходимости исполнения п.4.4.19 контракта (видеонаблюдение). Данным уведомлением заказчик сообщил о необходимости срочно активировать работы на строительной площадке в соответствии с графиком.
Подрядчик, исх.N322/2022 от 18.07.2022 (в письме указана дата 18.06.2022, однако по факту письмо выслано 18.07.2022), просит перенести сроки окончания производства строительно-монтажных работ на 31.12.2022, в связи с необходимостью замены оборудования. Заказчик, исх.N327 от 20.07.2022 сообщил о невозможности переноса в связи с условиями финансирования.
21.07.2022, исх.N326/2022 Подрядчик сообщил, что он изучил предложения по замене оборудования, ценовая политика и номенклатура не вызывает у Подрядчика опасений и в целом согласовывается.
Дополнительное соглашение по авансированию было подписано сторонами 23.08.2022.
Исх.N368/2022 от 09.09.2022 Подрядчик уведомил Заказчика о выявлении еще одного оборудования (щиты управления), подлежащего замене, о выявлении воды (плывуна) на отметке замены грунта (водоотлив), предъявил замечания к рабочей документации. 13.09.2022, под тем же номером Подрядчик выслал письмо с перечнем вопросов к рабочей документации, с просьбой корректировки сметного расчета, о выявлении воды (плывуна) на отметке 3,8, просил предоставить проектное решение на устройство фундамента.
Авторский надзор (ООО "Тепломех") исх.N347ШР/2022 от 12.09.2022 согласовал замену щитов автоматики, повторно сообщил о согласовании исполнительной сметы с уточненными объемами земляных работ.
Исх.N372/2022 от 20.09.2022 Подрядчик направил часть N2 измененного раздела проектной документации N11 на согласование, 21.09.2022 предъявил проект сметы Контракта с увеличением цены до 45 916 179,30 руб.
Исх.N373/2022 от 29.09.2022 Подрядчик просил перенести срок окончания работ по контракту на 01.05.2023 (в связи с увеличением сроков поставки оборудования, увеличением объемов замены грунта и целесообразностью проведения пуско-наладочных работ в конце отопительного сезона).
Исх.N374/2022 от 29.09.2022 Подрядчик просил Заказчика согласовать измененный раздел проектной документации N11, предоставляет новый проект сметы контракта на 46 596 484,58 руб. и просит согласовать измененную сумму контракта (приложения предоставлены - 04.10.2022, 06.10.2022, 10.10.2022).
В связи с высокой социальной значимостью объекта Заказчик согласился на подписание дополнительного соглашения от 31.10.2022 - срок выполнения работ и срок действия Контракта продлены до 01.06.2023, изменился график выполнения работ (пусконаладочные работы перенесены на 2023 г., изменилось финансирование).
Исх.N577 от 11.11.2022 Заказчик направил уведомление N6 о реальном отставании от графика выполнения работ, невыполнении работ в заявленные сроки и требует от Подрядчика в срок до 14.11.2022 предоставить письменное разъяснение о причинах невыполнения протокольных решений и сообщить принятое решение подрядчика по исправлению ситуации, приводящей с срыву выполнения работ по Контракту.
Исх.N582 от 15.11.2022 Заказчик уведомил Подрядчика о некорректности запроса у Заказчика работ информацию по уточнению и детализации разделов рабочей документации, так как рабочая документация предъявлена и принята Заказчиком от Подрядчика.
Исх.N584 от 17.11.2022 Заказчик направил уведомление N7 о необходимости исполнения п.4.4.19 контракта (видеонаблюдение).
Исх.N585 от 17.11.2022 Заказчик направил уведомление N8 с требованием в срок о 22.11.2022 сообщить точные даты выполнения конкретных видов работ и поставки оборудования, а также сообщить о принятом решении Подрядчика по исправлению ситуации, приводящей к срыву выполнения работ.
Исх.N605 от 24.11.2022 Заказчик направил уведомление N9 с требованием предоставить информацию о расходовании аванса.
Исх.N399/2022 от 24.112022 и N401/2022 от 25.11.2022 Подрядчик задавал вопросы в связи со сложностями исполнения Контракта, а также необходимостью внесения изменений в документацию.
Заказчик письменно предоставлял ответы на поставленные вопросы (исх.N619 от 05.12.2022).
Исх.N405/2022 от 06.12.2022 Подрядчик предоставил информацию по запланированным объемам освоения в 2022 году на сумму 17,3 млн. рублей.
Исх.N406/2022 от 06.12.2022 Подрядчик предлагает внести изменения в проект в части тепловой камеры.
Исх.N407 от 06.12.2022 Подрядчик просит компенсировать разницу в стоимости анкеров и металлокаркаса.
Исх.N633 от 13.12.2022 и исх.N651 от 19.12.2022 заказчик настаивает на предоставлении информации о расходовании аванса.
По результату 2022 года ООО "Тепломех" согласовал и внес изменения в документацию раздел КСП-49-2020 НВК в части размещения колодца хозяйственно-питьевого водопровода, а Заказчик согласовал изменения в ГУП "Леноблводоканал", что подтверждается письмом ГУП "Леноблводоканал" от 15.02.2023.
ООО "Тепломех" исх.N373/ПР/2022 от 01.11.2022, предоставил подтверждение соответствия изменений (в спецификации технологического оборудования, внесены изменения в локальную смету 01-01-02 "Выемка торфа изпод пятна застройки" в части объемов, в 0201-04 "Тепломеханическая часть котельной" в части наименования оборудования. Измененные листы спецификации по замене оборудования (Тепломеханическая часть котельной, Система автоматизации") получены от ООО "Тепломех" исх.N414/ПР/2022 от 12.12.2022, локальные сметы по накладной N10 от 18.112022 были переданы Подрядчику.
Всего за 2022 год (за период с 04.05.2022 по 22.12.2022) предъявлено и оплачено:
- рабочая документация - 2 527 538,80 руб.
- СМР по КС-3 N1 - 4 806 751,87 руб. (к оплате за вычетом аванса 2 643 713,53 руб.) снос насаждений, фундаменты, монтаж котлов водогрейных, наружные сети водоотведения (частично),
- по факту была выполнена выемка торфа и частичная засыпка, возведен каркас здания котельной и каркас дымовой трубы.
В соответствии с протоколом рабочего совещания от 20.12.2022, было принято решение:
- Подрядчику подготовить документы для подачи в ГАУ "Леноблгосэкспертиза", Заказчику направить эти документы в ГАУ "Леноблгосэкспертиза".
На совещании в комитете по ТЭК Правительства ЛО 20.12.2022 г. были оговорены сроки подготовки ООО "ЭСМ" измененного сметного расчета - до 01.02.2023. После чего Заказчик - Администрация МО Свирьстройское ГП в срок до 31.03.2023 должна была сдать сметный расчет и измененные разделы проекта в государственную экспертизу.
Сметный расчет ООО "ЭСМ" направляло Заказчику исх.N374/2022 от 29.09.2022, исх. N476 от 24.01.2023, исх.N484/2023 от 08.02.2023.
Заказчик направлял информацию о невозможности загрузки на платформу ГАУ "Леноблгосэкспертиза" предоставляемых от Участника вариантов, в том числе информация об отсутствии информационных удостоверяющих листов, информация об отсутствии подписей.
На совещании в комитете по ТЭК Правительства ЛО 31.03.2023 были оговорены новые сроки: направить Заказчику повторно сметный расчет до 04.04.2023.
Общество исх.N500/2023 от 06.04.2023 и повторно исх.N537/2023 от 05.07.2023 передавало Заказчику документы и просило сдать сметный расчет в государственную экспертизу.
Исх.N129 от 05.04.2023 (уведомление о необходимости возобновления работ), Заказчик уведомил подрядчика о намерениях расторгнуть Контракт в одностороннем порядке случае не возобновления работ на строительной площадке.
Исх.N507/202З от 12.05.2023 Заказчик сообщил о готовности продления сроков действия Контракта и сроков выполнения работ по Контракту до 15.12.2023, о чем известил подрядчика исх.N202 от 17.05.2023, обеспечение исполнения Контракта не было предоставлено.
06.04.2023-07.04.2023 Участником осуществлена доставка емкостей.
В связи с истечением сроков исполнения Контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта исх.N 315 от 24.07.2023.
Исх.N551/2023 от 28.07.2023 Участник направил Заказчику претензию, а Исх.N552/2023 от 01.08.2023 Подрядчик предъявил формы КС-2, КС-З и счета для оплаты, а также запросил оплатить непредвиденные затраты (стоимость продления гарантии, убытки от приобретения емкостей).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 24.07.2023.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, из материалов дела следует, что Участник был уведомлен надлежащим образом (24.07.2023 12:53 (МСК)), также направлял письмо Заказчику с просьбой его отменить.
Из пояснений представителей Заказчика также следует, что в связи с тем, что несвоевременное исполнение обязательств Исполнителем повлекло возникновение обстоятельств, которые исключают возможность достижения цели осуществления закупки то Заказчик считает, что односторонний отказ полностью обоснованным и правомерным, вместе с тем вопрос соразмерности меры в виде включения в РНП оставил на усмотрение Комиссии.
Участник, в своих письменных и устных пояснениях указал, что он планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы как в установленный срок, так и действительно после установленного Контрактом срока, однако Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику;
- ООО "Тепломех" перестало осуществлять авторский надзор с 17.04.2023 в связи с чем подача документов от их лица для прохождения государственной экспертизы стала невозможной в связи с тем, что Общество не имеет с ним никаких отношений (ранее все взаимодействие осуществлялось через Заказчика);
- Видеонаблюдение было осуществлено в полном объеме в декабре 2022 года, в приложениях с сентября 2022;
- Участник просит обратить внимание, что задержка связанна с различными сложностями (которые в том числе не связанны с самим Участником), в частности необходимость корректировки проектной документации (как по оборудованию, так и по видам работ) которую не могло предвидеть Общество, однако Участник готов был взаимодействовать с Заказчиком и информировал его о всех случаях. Исполнитель подчеркивал, что качество и аккуратность работ - первоочередная задача, так как Исполнитель специализируется на данном виде работ.
Продолжать исполнять Контракт и закупать оборудование без сметы прошедшей государственную экспертизу Участник не мог;
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на все письма Заказчика, фактически согласовал с ним все разделы и сообщал о сложностях, что не свидетельствует о его намерении Участника не выполнить работы и/или целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Дополнительно во время заседания было установлено и сторонами не оспаривается факт наличия между сторонами существенного гражданско-правовой спора.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым особо отметить, что полностью принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно окончание срока выполнения работ Исполнителем установленного в Контракте, в течение которого Заказчику не был передан результат, являющийся предметом Контракта в полном объеме, кроме того были иные нарушения, например, по организации видеонаблюдения на объекте, по наличию обеспечения у Исполнителя.
Тем не менее, в настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Поэтому Комиссия, с одной стороны, не принимает аргумент Участника о несогласии с односторонним отказом и более того, поддерживает Заказчика в наличие оснований для его принятия.
С другой стороны, согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика (в том числе правомерным) без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта для применения к нему такой меры публично-правовой ответственности.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом, в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства вышеуказанного в том, что Участник из цены Контракта в 44 940 754,63 рублей выполнил обязательств на 11 052 984,05 (полностью приняты Заказчиком), также часть обязательств исполнена Обществом, но из-за наличия гражданского-правового спора и непрошедшего государственную экспертизу сметного расчета, который нуждался к корректировках (что подтверждается письмами авторского надзора) у Подрядчика объективно могли возникнуть сложности, которые невозможно было предвидеть при подписании Контракта и которые повлияли на исполнение обязательств (материалами дела подтверждается, что Участник также сообщал Заказчику о данной ситуации в пределах действия Контракта и сообщал, что в его обязанности по Контракту не входит заниматься исправлением проектной документации и проходит государственную экспертизу), кроме того Участник реагировал на письма и замечания при возникновении рабочих вопросов, стремился согласовать возникшую ситуацию, неоднократно просил содействия Заказчика и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество, участвовал в совещаниях (в том числе в Комитете по ТЭК Правительства ЛО), о сложностях и вопросах Заказчик ставился в известность.
Такая последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Такое намерение и желание Общества исполнить работы, являются для Комиссии доказательством стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что Общество не может являться в полной мере недобросовестном, поскольку часть проектных решений не соответствовали объекту.
Из вышеуказанного Комиссия подчеркивает, что в настоящем решении не делает вывод, что Контракт исполнен надлежащим образом, но приходит к заключению, что Общество имеющимися у него ресурсами стремилось исполнять Контракт и в объемах более заявленных сметным расчетом, при этом при ненадлежащем исполнении Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник, поскольку "проблемная ситуация" возникла не в результате прямых действий (бездействия) Подрядчика .
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан в том числе факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника, то есть при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ЭСМ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 августа 2023 г. N 047/10/104-2292/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023