Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
в отсутствие представителя АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением NИМ/7019/23 от 07.08.2023 размещенным в ЕИС по каждому из извещений:
- https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202300187297002384;
- https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202300187297002385;
- https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202300187297002386;
- https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/checklist-informati on.html?reestrNumber=202300187297002387.
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращениях Заказчика, о включении сведений об ООО "РЕНЕССАНС" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решений об одностороннем отказе от исполнения государственных контрактов.
Из материалов дела следует, что всего между сторонами было заключено 6 контрактов, 2 из которых полностью исполнены и приняты, по 4 Контрактам возникли гражданского-правовые споры, которые привели к односторонним отказам.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключены контракты:
- 15.05.2023 Контракт N 256/2023 на Устройство водоотвода у подъезда дома N 5 по адресу: г. Выборг, пр. Победы, д.5; устройство защитной решетки и ливневого желоба по адресу: г. Выборг, Приморское шоссе, д.30; отведение ливневых вод от подъездов жилого дома, расположенного по адресу: г. Выборг, Сайменское шоссе, д.1а (далее - Контракт N 256/2023);
- 15.05.2023 Контракт N 260/2023 на Благоустройство дворовой территории по адресу: г. Выборг, ул. Кировские Дачи, д.10 (далее - Контракт N 260/2023);
- 02.06.2023 Контракт N77-21-60 на Благоустройство придомовой территории по адресу: г. Выборг, ул. Приморская, д.1 (далее - Контракт N 325/2023);
- 10.05.2023 был заключен Контракт N 234/2023 на Ремонт дворовой территории по адресу: г. Выборг, ул. А.К. Харитонова, д.76 (далее - Контракт N 234/2023).
Из направленных Заказчиком обращений следует, что:
- 20.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 256/2023;
20.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 260/2023;
20.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 325/2023;
20.07.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 234/2023.
Комиссия Ленинградского УФАС считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела.
Вместе с тем, в момент заседания Комиссии, Заказчик отсутствовал, из представленных обращений Заказчиком по большинству вопросов вообще не имеется сведений о том, какие документы передавались Исполнителю, в какой форме с ним осуществлялось взаимодействие, каким образом он исполнял обязательства, не представляется возможным установить как с ним велась претензионная работа (и реагировал ли он на нее), не была представлена какая либо последовательная хронология событий после заключения Контрактов, не представлено всего перечня документов подтверждающих невыполнение обязательств и послуживших принятию решений об односторонних отказах, которые однозначно доказывают недобросовестное поведение Участника, соразмерное подобной мере.
Комиссия в данном случае указывает, что не пытается установить правомерность/неправомерность принятия односторонних отказов, а пытается при соблюдении баланса интересов сторон выявить имелись ли в поведении Участника признаки недобросовестности, а поскольку Заказчик не предоставил иные документы, то Комиссия лишена возможности оценить их, свою позицию представил лишь Участник.
В свою очередь односторонние отказы, в том числе правомерные, как таковые, для Комиссии не могут являться безусловным основанием включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку такая мера публичной ответственности должна быть последствием однозначно установленного наличия в действиях лица признаков недобросовестного поведения.
Комиссия, оценивания представленные Заказчиком и Участником документы, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае всеми 4 Контрактами предусмотрено, что Заказчик вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения.
По Контракту N 256/2023:
- 1.2. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы: устройство водоотвода у подъезда дома N 5 по адресу: г. Выборг, пр. Победы, д.5; устройство защитной решетки и ливневого желоба по адресу: г. Выборг, Приморское шоссе, д.30; отведение ливневых вод от подъездов жилого дома, расположенного по адресу: г. Выборг, Сайменское шоссе, д.1а.
- 1.3. Подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту), сметой (Приложение N 2 к Контракту), календарным графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание и сроки выполнения работ, а также стоимость работ.
- 3.1. Место выполнения работ: город Выборг, пр. Победы д. 5, Приморское шоссе д. 30, Сайменское шоссе д. 1а.
- 3.2. Срок выполнения работ: 30 (тридцать) дней с даты заключения контракта.
- 11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 августа 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
По Контракту N 260/2023:
- 1.2. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы: Благоустройство дворовой территории по адресу: г. Выборг, ул. Кировские Дачи, д.10.
- 1.3. Подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), сметой (Приложение N 2 к Контракту), календарным графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание и сроки выполнения работ, а также стоимость работ
- 3.1. Место выполнения работ: город Выборг, ул. Кировские дачи д. 10.
- 3.2. Срок выполнения работ: 45 (сорок пять) дней с даты заключения контракта.
- 11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 августа 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
По Контракту N 325/2023:
- 1.2. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по благоустройству придомовой территории по адресу: г. Выборг, ул. Приморская, д.1.
- 1.3. Подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложение N1 к Контракту), сметой (Приложение N 2 к Контракту), календарным графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание и сроки выполнения работ, а также стоимость работ.
- 3.1. Место выполнения работ: город Выборг, ул. Приморская д. 1.
- 3.2. Срок выполнения работ: 45 календарных дней с даты заключения контракта.
11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует по 31 августа 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
По Контракту N 234/2023:
- 1.2. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы: Ремонт дворовой территории по адресу: г. Выборг, ул. А.К. Харитонова, д.76.
- 1.3. Подрядчик выполняет работы в соответствии с Описанием объекта закупки (Приложением N1 к Контракту), сметой (Приложение N 2 к Контракту), календарным графиком выполнения работ (Приложение N 3 к Контракту), определяющими объем, содержание и сроки выполнения работ, а также стоимость работ.
- 3.1. Место выполнения работ: город Выборг, ул. А.К. Харитонова д. 76.
- 3.2. Срок выполнения работ: 30 (тридцать) дней с даты заключения контракта.
- 11.1. Настоящий Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 августа 2023 г., а в части исполнения принятых по настоящему Контракту обязательств - до полного их выполнения Сторонами.
Из текстов односторонних отказов следует, что в указанные сроки, полный перечень работ не был выполнен, в результате чего, Заказчик не получил результат, на который расчитывал.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Из Хронологии событий для Контракта N 256/2023 усматривается следующее.
С момента заключения Контракта Участником осуществлялось продолжительное согласование с Комитетом по благоустройству и ресурсоснабжающими организациями, т.к. ООО "Ренессанс" перед началом работ необходимо было получить Ордер на получение права производства земляных работ. Велось согласование со службами эксплуатации инженерных сетей, состоящих на их балансе и находящихся в зоне производства работ, во избежание их повреждений. Ордер на право производства земляных работ получен 11.05.2023.
В период с 17.05.2023 по 23.05.2023 Участник согласовывал с Заказчиком срок изготовления, поставку и замену марки бетонных водоотводных лотков.
Согласно техническому заданию Контракта N 256/2023 для выполнения работ Участник подал заявку на закупку водоотводных бетонных лотков.
В связи с ответами производителей, что данные лотки могут быть поставлены лишь в августе 2023, то есть за сроком исполнения обязательств, Участник просило согласовать замену лотков указанных в смете на лотки марки BetoMаx Basic (письмо N ВР-6259/1023 от 17.05.2023).
07.06.2023 письмом исх. N ВР-6574/2023-о получен ответ от Заказчика, после чего Участник начал работы на объекте - 16.06.2023 после согласования Заказчиком замены товаров.
26.06.2023 Общество просило Заказчика направить на объект представителя Заказчика и Технического надзора Заказчика для освидетельствования скрытых работ (Письмо N ВР-8327/2023 от 26.06.2023).
10.07.2023 Общество просило Заказчика подтвердить их устное решение об изменении радиуса бортового камня БР 100.30.15 в отметке 23.37 проекта стадии Р лист 1 с R7 на R5 (письмо вх. N ВР-9351/2023 то 12.07.2023).
Из пояснений Участника следует, что ответа Заказчика не последовало.
13.07.2023 Участник просил Заказчика согласовать рецепт (состав) асфальтобетонной смеси на Объекте (Письмо вх. N ВР-9399/2023 от 13.07.2023). Из пояснений Участника следует, что ответа Заказчика не последовало.
Из пояснений Общества следует, что причинам смещения сроков производства работ стали работы, выявленные в ходе производства работ и которые отсутствовали в документации о закупке и Контракте (при работах по устройству водоотводного лотка было обнаружено. что по оси лотка проходит бетонный лоток и силовой кабель АО "ЛОЭСК").
Материалами дела подтверждается, что работы были приостановлены до определения ресурснабжающей организации и согласования с ними производства работ, данный факт не был отражен ни в проекте, ни в документации. Заказчику было направлено уведомление о данной проблеме с возможным ее решением.
Не дождавшись официального ответа Подрядчик за собственный счет, так как Заказчик озвучил, что средств на дополнительные работы нет и выделяться не будут, выполнил выявил дополнительные работы для возможности дальнейшего производства работ.
20.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
25.07.2023 Общество проинформировало Заказчика, что работы на объекте выполнены на 90 %.
31.07.2023 Общество просило Заказчика отозвать решение о расторжении исполнения контракта и сообщает Заказчику, что работы на объекте выполнены на 100 % от контракта, локально-сметного расчета и технического задания (Письмо вх N Bp-10198/2023 от 01.08.2023).
Из Хронологии событий для Контракта N 260/2023 усматривается следующее.
Участником Получен ордер на производство работ 11.05.2023.
23.05.2023 Участником направлено письмо о согласовании замены бетонного лотка вх N B-6574/1023.
26.06.2023 на претензию Заказчика Участником предоставлен план график производства работ
04.07.2023 направлено письмо о начале производства работ В9-8839/2023
13.07.2023 направлено письмо о согласовании рецепта асфальта вх В9-9398/2023.
20.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из пояснений Участника следует, что в Контракте N 260/2023 и проектно-сметной документации к нему не было учтено, что в производстве работ по демонтажу дорожного полотна находится железобетонная плита, которая своей частью заходит под крыльцо и также на ней установлена опора для козырька крыльца подъезда N 3.
В Контракте, в локально-сметном расчете, в техническом задании нет никаких сведений о данной ж/б плите и дополнительных работах, связанных с неизбежным демонтажем и строительством нового крыльца. Также в проекте, в контракте и техническом задании не учтено, что находится под этими плитами, проходящими в дорожном полотне.
Из сведений, полученных от ресурсоснабжающих организаций, при получении ордера производства работ под этими плитами находятся: у подъезда ЛФ 2 - газовая труба, у подъезда N 3 - хозяйственно-бытовая канализация. На запрос Участника в адрес Заказчика о прохождении дополнительного обследования данных участков производства работ данный вопрос ответа не поступил.
Так же производство работ не возможно без переноса ливневого колодца, так как его установка попадает под точку, где располагается растяжка опоры столба освещения.
Общество официально просило Заказчика перенести срок начала работ до выяснения всех обстоятельств, связанных с устранением данных вопросов и недостатков, которые не были учтены при составлении проекта, локально-сметного расчета и технического задания, поскольку в случае аварийной ситуации и как следствие к ущербу третьим лицам при производстве работ.
Работы по Контракту приостановлены согласно статьи 716 ГК РФ, при этом Общество указало, что готово в полной мере выполнить свои обязательства в объеме с продлением срока выполнения работ на срок возникшей задержки, которую стороны не могли предвидеть на момент заключения Контракта.
Из Хронологии событий для Контракта N 325/2023 усматривается следующее.
13.06.2023 Участником получен ордер на производство работ.
04.07.2023 Обществом направленно письмо Заказчику о начале работ (на объект завезен бордюр).
13.07.2023 Участник направил письмо о согласовании рецепта асфальта через общий отдел вх номер 139-0400/2023.
Из пояснений Участника следует, что на выездном совещании по Контракту N 325/2023 обсуждались вопросы о том, что в проектно-сметной документации не чтено, что производство работ находится на пандусе жилого дома, выполнение работ которых ограничено по времени; заложенные в проекте и локально-сметном расчете, материалы, указанные в проекте и локально-сметном расчете, не производятся поставщиком.
В Контракте не содержатся сведения о том, что под пандусом, на котором должна происходить замена асфальтобетонного покрытия находятся помещения, в которых располагаются мастерские и магазин, что при производстве работ может привести к ущербу третьим лицам.
Так же выполнение работ фрезами невозможно из-за сильной вибрации на железобетонном перекрытии пандуса над магазинами и коммерческими помещениями.
Более того, не были произведены расчеты исследования, обследование здания н экспертиза плиты перекрытия пандуса, на которой будут производиться работы по фрезерованию, дополнительному слою стяжки от 4 до 8 мм и новому асфальтированию.
Проводить такие работы, так как здание эксплуатируется достаточно долгий срок и на нем имеются трещины и просадка ж/б конструкций требовало содействия Заказчика, а выполнение работ по Контракту нанесло вред и ущерб третьим лицам и жителям дома используемыми коммерческими помещениями.
До выяснения вышеуказанных обстоятельств работы по Контракту приостановлены согласно статье 716 ГК РФ, до момента получения официальных технических решений от Заказчика.
При этом Заказчику было сообщено, что Участник готов в полной мере выполнить свои обязательства в полном объеме с продлением срока выполнения работ на срок возникшей задержки, которую стороны не могли предвидеть на момент заключения Контракта.
Из Хронологии событий для Контракта N 234/2023 усматривается следующее.
С момента заключения Контракта Участником осуществлялось продолжительное согласование с Комитетом по благоустройству и ресурсоснабжающими организациями, т.к. ООО "Ренессанс" перед началом работ необходимо было получить Ордер на получение права производства земляных работ. Велось согласование со службами эксплуатации инженерных сетей, состоящих на их балансе и находящихся в зоне производства работ, во избежание их повреждений. Ордер N 5026 получен на право производства земляных работ на территории МО "Город Выборг.
В период с 17.05.2023 по 23.05.2023 Участник согласовывал с Заказчиком срок изготовления, поставку и замену марки бетонных водоотводных лотков.
Согласно техническому заданию Контракта N 234/2023 для выполнения работ Участник подал заявку на закупку водоотводных бетонных лотков.
В связи с ответами производителей, что данные лотки могут быть поставлены лишь в августе 2023, то есть за сроком исполнения обязательств, Участник просило согласовать замену лотков указанных в смете на лотки марки BetoMаx Basic (письмо N ВР-6259/1023 от 17.05.2023).
07.06.2023 письмом исх. N ВР-6574/2023-о получен ответ от Заказчика, после чего Участник начал работы на объекте - 19.06.2023 после согласования Заказчиком замены товаров.
29.06.2023 Участник направил Заказчику письмо о согласовании установки лотка в отметку и на расстояние 0,45-м от внутреннего края бортового камня БР 100.30.15, примыкающего к асфальту, до края наружной части водоотливного лотка и верхнюю отметку водоотливного лотка на 0,05-м ниже поверхности бортового камня (вх. NВР-8605/2023).
В ходе производства работ Общество обнаружило электрический силовой кабель (письмо исх. N 35 от 29.06.2023 (вх. ВР-8604/2023 от 29.06.2023). После выезда специалиста "Россети Ленэнерго", который сообщил, что кабель отключен и не находится под напряжением и подтверждения, Общество просило в кратчайшие срок согласовать засылку кабеля в грунт. Как пояснил представитель Участника ответ от Заказчика не поступал.
В период 1-4 июля 2023 произошло затопление участка производства работ по устройству водоотводного лотка на объекте: г. Выборг, ул. А. К. Харитонова, д. 76. Ливневая канализация не справлялась с отводом воды, при этом Общество предпринимал все меры по откачке воды. Общество просило Заказчика принять во внимание и данный факт, который существенно повлиял на ход ремонтных работ и сроки сдачи объекта (Письмо вх N ВР-8837/2023 от 04.07.2023).
В связи принятым решением Заказчика на совещании 10.07.2023 о засыпке ливневого колодца, расположенного с торца жилого дома, Общество просило подтвердить решение о засыпке. (Письмо N ВР-9214/2023 от 10.07.2023).
В связи с решением Заказчика изменить проект производства работ в части устройства дополнительного водоотводного лотка и изменения контура устройства бортового бетонного камня БР 100.30.15, с изменением полотна дорожной одежды и демонтажем колодца ливневой канализации, Общество просило предоставить Заказчика утверждённую схему производства работ. Также в связи с данными изменениями Общество просило продлить работы по Контракту на 10 дней (Письмо вх. ВР-9402/2023 от 13.07.2023).
Письмом о согласовании рецепта от 13.07.2023 Участник просил Заказчика согласовать рецепт (состав) асфальтобетона. (Письмо вх NВР-9401/2023 от 13.07.2023).
20.07.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Общество проинформировало Заказчика, что работы на объекте выполнены на 90 %.
Из пояснений Общества следует, что неоднократные выездные совещания на объекте с Заказчиком об изменении проекта в части устройства бордюра, дорожного полотна и ливневой канализации оттягивали сроки производства минимум.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контрактов приняты 20.07.2023.
Комиссия установила, что указанные решения размещены в ЕИС.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Согласно нормам действующего законодательства РФ и заключенному Контракту услуги должны оказываться в соответствии с согласованным и утвержденным Техническим заданием.
Комиссия соглашается с позицией Заказчика о том, что в рассматриваемых делах у него действительно имелись основания принять решения об односторонних отказах по всем Контрактам, так как результат работ не был передан полностью в срок, в результате чего Заказчик правомерно действовал.
При этом, Комиссия Ленинградского УФАС не может в рассматриваемых делах руководствоваться лишь (в том числе) правомерными односторонними отказами Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник все-таки стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контрактов.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятые решения об односторонних отказах от исполнения Контрактов Заказчиком, не означает автоматическое включение Участника в РНП.
В ходе анализа материалов дела находят свое подтверждение факты того, что Участник стремился исполнить обязательства.
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
В ходе анализа всех документов, представленных сторонами в материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что Участник реагировал на претензии и замечания, о возникающих при исполнении Контрактов трудностях, сообщал Заказчику, неоднократно просил его содействия, приостанавливал исполнение Контракта, выполнял работы в той части, где это было возможно.
Комиссия исходит из того, что Подрядчик стремился исполнить обязательства по Контрактам, производил действия, от которых зависело и которые влияли на выполнение работ, являющихся предметом Контрактов.
Таким образом, Комиссии представлены документы, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контрактов.
Также Комиссия учитывает, что стороны взаимодействовали по 6 контрактам, 2 из них исполнены и полностью оплачены, а наличие ряда сложностей по 4 Контрактам подтверждается материалами дела и учитывается Комиссией при принятии решения.
Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контрактов законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Участнику гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
2) Комиссия обращает внимание на тот пакет документов, который предоставлен Заказчиком в Управление.
С одной стороны, законодательно не определен перечень к комплекту документов, с другой стороны, Комиссия опирается на то, что Заказчик со своей стороны также должен предоставить доказательств недобросовестного поведения и умысла совершения подобных действия (бездействия).
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "недобросовестное поведение" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дел не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контрактам, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения, а также наличия вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств в рамках заключенных Контрактов.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
С учетом всех фактов и доказательств, сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях) Участника, которые подтверждают недобросовестное поведение в рамках рассматриваемого дела Комиссия не может признать доказанной в той степени, которая она требуется, для включения сведений в реестр.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе по всем 4 Контрактам
РЕШИЛА:
сведения об ООО "РЕНЕССАНС" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 15 августа 2023 г. N 047/06/104-2252/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2023