рассмотрев обращение, направленное Россотрудничеством (далее - Заказчик), о включении информации об ИП Шарунове А.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Обращение, Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в ФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), с правилами ведения Реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила) информацию об ИП Шарунове А.А. для включения в Реестр.
В ходе рассмотрения Обращения 14.08.2023 в целях полного и всестороннего рассмотрения Обращения в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 16.08.2023.
Комиссия в результате проверки факта уклонения от заключения государственного контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.07.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации мероприятий по материально-техническому обеспечению объектов инфраструктуры обучения русскому языку за рубежом (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100006023000033) (далее - Аукцион).
На основании части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником не ранее чем через десять дней с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол подведения итогов) победителем Аукциона признан ИП Шарунов А.А., с минимальным предложением о цене государственного контракта в размере 2 561 560, 86 руб.
При этом в соответствии с требованиям приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) государственный контракт заключается с ИП Шаруновым А.А. по цене, сниженной на 15%, что составляет 2 177 326,73 руб.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
В соответствии с требованиями Закона о контрактной системе Заказчиком 24.07.2023 размещен в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки проект государственного контракта (далее - Проект контракта).
Пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
На основании изложенного, регламентированной датой подписания ИП Шаруновым А.А. Проекта контракта c предоставлением обеспечения исполнения государственного контракта или направления протокола разногласий в ЕИС и на сайте Оператора электронной площадки является 01.08.2023.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Проект контракта ИП Шаруновым А.А. в регламентированный срок усиленной электронной подписью не подписан, а также не представлено обеспечение исполнения контракта, в связи с чем Заказчиком размещен в ЕИС протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта от 09.08.2023 N ППУ20_1.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено, что извещением о проведении Аукциона установлено требование в соответствии с Приказом N126н.
Так, в соответствии с пунктом 1.1 Приказа N 126н при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с подпунктами 1.2 и 1.3 пункта 1 Приказа 126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 1.3 Приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза.
Подтверждением страны происхождения товаров в соответствии с Приказом N 126н является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе "наименования страны происхождения товара".
Комиссией установлено, что заявка ИП Шарунова А.А. содержит предложение о товаре, страной происхождения которого является - Республика Индонезия. Заявки двух других участников (идентификационные номера 2 и 3) Аукциона содержат предложение о товарах, странами происхождения которых является Российская Федерация и Республика Корея.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в заявках (идентификационные номера 1 и 2) участников закупки задекларирована страна происхождения товара - Республика Корея, Республика Индонезия, а в заявке (идентификационный номер 3) участника закупки задекларирована страна происхождения Российская Федерация, у Заказчика возникла обязанность применения к ИП Шарунову А.А. положений подпункта "а" пункта 1.3 Приказа N126н в части снижения предложенной им цены контракта.
Вместе с тем Комиссией направлен запрос о предоставлении информации от 14.08.2023 N ГЗ/267 в адрес ООО "Эрни" (Правообладатель торговой марки "Becker"), поскольку участник закупки задекларировавший страну происхождения "Российская Федерация", предлагал к поставке товар марки "Becker".
В ответ на указанный запрос ООО "Эрни" представило сведения, согласно которым на территории Российской Федерации предлагаемый к поставке товар не производится.
На заседании Комиссии представитель ИП Шарунова А.А. пояснил, что неподписание контракта ИП Шаруновым А.А. вызвано предоставлением недостоверных сведений относительно страны происхождения товара иным участником закупки, что привело к снижению цены контракта для победителя закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
При этом недобросовестность лица должна определяться не его виной, то есть субъективным отношением к содеянному, а исключительно той степенью заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Таким образом, основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, приходит к выводу об отсутствии необходимости во включении сведений об ИП Шарунове А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ИП Шарунове А.А. (ИНН: 780100126857) в связи с уклонением от заключения государственного контракта, в Реестр не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 16 августа 2023 г. N 23/44/104/267
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023