Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение о согласовании возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Обращение), направленное Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю (далее - Заказчик), в соответствии с Правилами согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2020 N 961 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с документами, составленными при определении поставщика:
Наименование закупки |
Выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Исправительная колония N 7 (пос. Оловянная, Забайкальский край), строительство котельной и тепловых сетей" - бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа |
|||
Способ закупки |
Электронный аукцион (далее - Аукцион) |
Реестровый номер закупки |
0391100015323000064 |
|
Дата размещения извещения |
21.07.2023 |
Начальная (максимальная) цена контракта (рублей) (далее - НМЦК) |
39 969 032 |
|
Дата окончания срока подачи заявок |
31.07.2023 |
Количество заявок, поданных на участие в Аукционе |
0 |
|
Дата подведения итогов |
01.08.2023 |
Количество заявок, соответствующих требованиям документации о проведении Аукциона (далее - Извещение) |
0 |
|
Наименование единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) |
ООО "Сатэс-Регион" (ИНН: 7536186409) |
|||
Цена контракта, предложенная единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (рублей) |
39 969 032 |
Заказчик обратился за согласованием заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. В соответствии с частью 6 статьи 93 Закона о контрактной системе при необходимости согласования заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок в соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 93 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в контрольный орган в сфере закупок обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не позднее чем через пять рабочих дней с даты:
1) размещения в единой информационной системе протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом о контрактной системе);
2) подписания протокола, содержащего информацию о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся (в случае, если такой протокол не подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с Законом о контрактной системе).
На заседании Комиссии установлено, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭОК1, согласно которому Аукцион признан несостоявшимся, размещен в единой информационной системе 01.08.2023. При этом обращение о согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) направлено 10.08.2023 вместо 08.08.2023, то есть за пределами срока, установленного Законом о контрактной системе.
Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 93 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. В соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
При этом минимальные размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации установлены частью 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должны быть установлены в соответствии с требованиями частей 12, 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Пунктом 4 Извещения установлено в том числе следующее требование к участникам закупки: "В соответствии с частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт при соблюдении в совокупности следующих условий: - СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств; - совокупный размер обязательств участника электронного аукциона по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств (часть 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ)".
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении не установлено требование к наличию у участника закупки взноса в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ.
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
4. Согласно пункту 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Вместе с тем для целей информационного обеспечения закупки в извещении о проведении закупки должны содержаться достаточные сведения об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение о цене государственного контракта.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.
Комиссия, изучив положительное заключение государственной экспертизы N 309-16/ХГЭ-1907/05 от 05.11.2016, направленное Заказчиком, установила, что проектная документация содержит в том числе следующие разделы: 22.04/15-АР "Архитектурные решения" и 22.04/15-ТМ "Технологические решения" (Котельная).
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные разделы проектной документации не размещены в ЕИС, в связи с чем участникам закупки не предоставляется возможным определить соответствие закупаемой работы установленным Заказчиком требованиям.
Кроме того, отсутствие всех разделов проекта на осуществление работ по реконструкции административного здания, являющихся объектом закупки, могло повлечь неправильное формирование объема выполняемых работ и, соответственно, предмета государственного контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
5. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570) утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Так, Постановлением N 570 установлен перечень, состоящий из 34 видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному или муниципальному контракту.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570 возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Постановления N 570 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией.
Пунктом 26.14 проекта контракта (приложение к Извещению) (далее - Проект контракта) установлено следующее: "В течение 10 (десяти) рабочих дней с даты заключения Контракта Подрядчик обязан предложить Заказчику конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпункта "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и Приложением N1 к Контракту. Конкретные виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к выполнению своих обязательств по настоящему Контракту, направить по форме согласно Приложению N1 к настоящему Контракту".
При этом Комиссией установлено, что в Извещении не содержится перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в Извещении перечень возможных видов работ из числа видов работ, утвержденных Постановлением N 570, нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
6. Приказом Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" (далее - Приказ Минстроя N 336/пр) утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ.
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении не размещен график выполнения строительно-монтажных работ, предусмотренный Приказом Минстроя N 336/пр.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе, а также содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
7. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 установлено, что в случае проведения закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта требуется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренных пунктом 1 позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 2 позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей.
Извещением установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
На заседании Комиссии установлено, что согласно Извещению объектом закупки является выполнение строительно-монтажных работ с НМЦК 39 969 032 руб., таким образом, в качестве подтверждения наличия опыта в соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 считается контракт (договор) с ценой не менее 19 984 516 руб.
Комиссией установлено, что ООО "Сатэс-Регион" в целях подтверждения опыта выполнения работ по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571 представлен договор от 14.09.2021 б/н (далее - Договор), заключенный между ООО "Энергобамстрой" и ООО "Сатэс-Регион" на сумму 19 255 950 руб. на выполнение работ по капитальному ремонту объектов Забайкальской дирекции по энергообеспечению - структурного подразделения Трансэнерго - филиала ОАО "РЖД".
Таким образом, представленный договор не может являться подтверждением опыта выполнения работ по позиции 7 приложения к Постановлению N 2571, в том числе поскольку цена Договора составляет менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам Аукциона.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 13 Правил контрольный орган в сфере закупок принимает решение об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае выявления таким органом при проведении внеплановой проверки описания объекта закупки, влекущего ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 25 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, подпунктом "в" пункта 13 Правил, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Забайкальскому краю в согласовании заключения контракта по итогам проведения Аукциона 0391100015323000064 с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) - ООО "Сатэс-Регион" (ИНН: 7536186409).
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42, части 6 статьи 93, частей 2, 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 22.08.2023 по делу 23/44/93/265ГОЗ соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 августа 2023 г. N 23/44/93/265ГОЗ
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023