Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "К", генерального директора общества с ограниченной ответственностью "К", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/104-522/2023;
в присутствии представителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск -, действующей на основании доверенности N20/19185 от 27.07.2023 года (со сроком действия по 31 декабря 2023 года (включительно));
21 августа 2023 года рассмотрев обращение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "К", генерального директора общества с ограниченной ответственностью "К" на основании приказа Мордовского УФАС России N129/23 от 10.07.2023 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 15 августа 2023 года поступило обращение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск (далее - УМВД России по го Саранск, Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "К" в связи с принятием 20.06.2023 года Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N45 от 05.05.2023 года на поставку стульев на металлическом каркасе для нужд УМВД России по го Саранск (ИКЗ 231132621411213280100100440000000244).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО "К", генерального директора ООО "К" письмом от 16.08.2023 года NДМ/3021/23 назначено к рассмотрению на 21 августа 2023 года на 15 часов 00 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "Кт" и его генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков (вх.N3955/23 от 15.08.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-522/2023, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202300109157000490).
ООО "К", извещенное о времени и месте проведения Комиссии в соответствии с Правилами надлежащим образом, явку представителей на рассмотрение дела N013/6/104-522/2023 не обеспечило, письменных объяснений в адрес Мордовского УФАС России не представило.
В результате осуществления проверки факта одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения Конкурса, и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
26.04.2023 года Заказчиком в едином агрегаторе торговли "Березка" (далее - ЕАТ "Березка") была объявлена закупочная сессия на поставку стульев на металлическом каркасе для нужд УМВД России по го Саранск N100126065123100026.
Стартовая цена/максимальная цена - 10 780,00 рублей.
28.04.2023 года по результатам проведенной закупочной сессии победителем был признан участник ООО "К".
05.05.2023 года в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе Заказчиком с ООО "К" (далее - Поставщик) заключен государственный контракт N45 на поставку стульев на металлическом каркасе для нужд УМВД России по го Саранск (ИКЗ 231132621411213280100100440000000244) на сумму 10 780, 00 рублей (далее - Контракт).
Согласно пункту 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет товар Заказчику по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Кочкуровская, д.1 в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня заключения (подписания Сторонами) настоящего Контракта. Поставщик не менее чем за 2 (два) рабочих дня до осуществления поставки Товара направляет в адрес Заказчика уведомление о времени и дате доставки Товара в место доставки.
Пунктом 4.1.1 Контракта предусмотрено, что Поставщик обязан поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией (приложение к Контракту).
Заказчик обязуется обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом (пункт 4.3.1 Контракта).
Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункты 10.3, 10.4 Контракта).
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что ООО "К" обязалось на условиях, установленных Контрактом, поставить стулья на металлическом каркасе. Между тем по состоянию на 23.05.2023 года обязательства по поставке товара Обществом не выполнены. Заказчиком в адрес Поставщика направлены претензионные письма N20/13721 от 25.05.2023 года, N20/14788 от 06.06.2023 года о необходимости поставки товара и выполнении обязательств, предусмотренных Контрактом. Ответов на данные претензии от Общества не поступало. По состоянию на 20.06.2023 года (и до настоящего времени) Контракт Обществом не исполнен.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Частью 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 1 статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Согласно пункта 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставщиком предполагается существенным в случаях поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Неисполнение обязательств со стороны Общества явилось основанием для принятия Заказчиком 20.06.2023 года решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (пункты 10.3, 10.4 Контракта, части 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункт 1 части 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Во исполнение приведенных требований закона решение об одностороннем отказе 20.06.2023 года направлено Заказчиком Поставщику заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в Контракте: 607230, Нижегородская обл., г. Арзамас, б-р Комсомольский, д. 7, кв. 54.
03.08.2023 года в адрес Заказчика поступила информация о возврате данного письма по истечении срока хранения.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
При этом согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Учитывая положения части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления Заказчика признается - 03.08.2023 года, следовательно, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, статьями 191, 193 ГК РФ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым с 15.08.2023 года.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России в установленный законом срок -15.08.2023 года.
Исходя из изложенного, Комиссия Мордовского УФАС приходит к выводу о соблюдении Заказчиком процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Часть 1 статьи 103 Закона о контрактной системе определяет, что Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками. При этом в реестр контрактов не включается информация о контрактах, заключенных, в том числе в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
ООО "К" на заседание Комиссии Мордовского УФАС России не представлены информация и документы, подтверждающие: принятие мер для надлежащего исполнения условий Контракта от 05.05.2023 года; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных индивидуальным предпринимателем объяснений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно положениям действующего гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" для признания обстоятельства непреодолимой силой (в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ) необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Материалами дела подтверждено, что ООО "К" не исполнило надлежащим образом принятые на себя обязательства по поставке стульев на металлическом каркасе, на что вправе был рассчитывать при заключении контракта Заказчик, при этом доказательств наличия объективных причин (независящих от Поставщика), повлекших за собой невозможность поставить товар в полном объеме и установленный Контрактом срок, Поставщиком ни Заказчику, ни Комиссии Мордовского УФАС России не представлено, соответственно, указанные в решении фактические обстоятельства дела, безусловно, свидетельствуют о недобросовестном и виновном поведении Общества при исполнении контракта, что в данном случае привело к неблагоприятным последствиям для Заказчика, выразившимся в срыве Контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России принимая во внимание характер допущенного Поставщиком нарушения существенных условий контракта, непредставление неопровержимых и безусловных доказательств невозможности поставки товара, предусмотренных Контрактом; отсутствие надлежащего конструктивного взаимодействия с Заказчиком, направленного на урегулирование вопросов исполнения контракта; а также учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр недобросовестных поставщиков), приходит к выводу о необходимости применения данной меры ответственности в отношении ООО "К" и его генерального директора.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт недобросовестного поведения Поставщика, выразившийся в неисполнении взятых на себя обязательств, что, по мнению Комиссии Мордовского УФАС России, является основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, предоставленные Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск в отношении ООО "К" в связи с принятием 20.06.2023 года решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N45 от 05.05.2023 года на поставку стульев на металлическом каркасе для нужд УМВД России по го Саранск (ИКЗ 231132621411213280100100440000000244), включить в Реестр сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений, указанных в пункте 1 результативной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 21 августа 2023 г. N 013/06/104-522/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023