Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 56" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "Питер-Услуги" (далее - Участник, Исполнитель):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20595-ЭП/23 от 10.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ "ГП N 56" в первом полугодии 2023 года (извещение N 0172200002222000226),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 16.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ "ГП N 56" в первом полугодии 2023 года (извещение N 0172200002222000226) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 6 300 610,83 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Питер-Услуги".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Питер-Услуги" заключен государственный контракт N 01722000022220002260001 от 10.01.2023 на сумму 3 086 841,40 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае нарушения Исполнителем условий настоящего контракта, в том числе:
7.5.1. В случае нарушения Исполнителем сроков оказания услуг более чем на 3 календарных дня;
7.5.2. В случае систематического (2-х и более раз) невыполнения или ненадлежащего выполнения Исполнителем обязательств по контракту;
7.5.3. Если отступления в оказанных услугах от условий контракта или иные недостатки в их результате в установленные Заказчиком сроки не были устранены Исполнителем, либо являются неустранимыми.
7.5.4. В случае привлечения Исполнителем иностранных работников с нарушением миграционного законодательства РФ.
7.5.5. В случае неоказания Исполнителем услуг в течение 3 календарных дней подряд (включается в случае ежедневного оказания услуг);
7.5.6. По другим основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 27.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Питер-Услуги".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по ежедневной комплексной уборке помещений и прилегающей территории СПб ГБУЗ "ГП N 56" (далее - Услуги) в период с момента заключения Контракта, но не ранее 10.01.2023, по 30.06.2023 (п. 2.1 Контракта).
По состоянию на 27.07.2023 Участник недопоставил Заказчику следующие товары:
- жидкое мыло - 440 л;
- полотенца бумажные Z образная укладка, 2-х слойные по 200 шт. в упаковке;
- 1185 упаковок (бумажные полотенца по 350 листов в упаковке сняты с производства).
На основании полученных Заказчиком коммерческих предложений наименьшая рыночная цена недопоставленных Участником товаров по Контракту составила - 163 240,00 рублей.
11.07.2023 в адрес Участника посредством Официального сайта была направлена претензия N 02-739/23-0-0 от 07.07.2023 с требованием осуществить допоставку недостающего товара по Контракту.
17.07.2023 года в адрес Участника посредством Официального сайта была направлена повторная претензия N 02-774/23-0-0 от 17.07.2023 с требованием осуществить допоставку недостающего товара по Контракту.
По состоянию на 27.07.2023 Участник допоставку товара по Контракту (жидкое мыло и полотенца бумажные) не осуществил, в связи с чем, обязательства, предусмотренные Контрактом, надлежащим образом не исполнил.
На основании вышеизложенного, а также в связи ненадлежащим выполнением Участником обязательств по Контракту, руководствуясь п. 7.5.2 Контракта и ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Питер-Услуги" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 08.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что причиной неисполнения претензии в установленный срок со стороны ООО "Питер-Услуги" явилось несвоевременное ознакомление с информацией, направленной в личный кабинет ЕИС, по обстоятельствам технического характера (некорректная работа программного обеспечения, выразившаяся в сбое настроек работы электронной почты). Волеизъявление в виде отказа в признании долга ООО "Питер-Услуги" выражено не было. После восстановления программного обеспечения и проверки всех сведений в личном кабинете ЕИС, ООО "Питер-Услуги" были проведены неоднократные встречи с заместителем главного врача Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N 56" с целью урегулирования вопроса, однако разрешить вопрос не представилось возможным ввиду того, что Заказчик 24.07.2023 удержал размер оплаты зачетом встречного однородного требования в размере 168 240,00 рублей, содержащий спорную сумму долга и сумму штрафной санкции.
По словам представителя Участника, ООО "Питер-Услуги" имело намерение обеспечить поставку спорного товара, однако Заказчик не предоставил такую возможность. Кроме того, алгоритм действий по приему передаче товаров между сторонами Контракта и его условиями Контракта не установлен, а Заказчик не представил документов, подтверждающих нарушение Участником установленных им обязательств, а именно отсутствуют документы о приемке товаров, подписанные между сторонами и подтверждающие объемы поставленных и недопоставленных товаров по Контракту, в т.ч. объемы недопоставленных расходных материалов в местах общего пользования и эпид. значимых кабинетах не отражены в заключении приемочной комиссии
СПБ ГБУЗ "ГП N56" от 07.07.2023. Таким образом, сверить объемы поставленных Участником и принятых товаров Заказчиком по Контракту не представляется возможным.
Сроки оказания Услуг определены с 10.01.2023 по 30.06.2023. Вместе с тем экспертиза Заказчика проведена 07.07.2023 (объемы недопоставленных товаров не установлены, сверка не обеспечена). Из чего следует, что Заказчик обеспечил экспертизу недопоставленных товаров в сроки, когда обязательства уже были полностью исполнены ООО "Питер-Услуги", а в процессе исполнения Контракта возражения в отношении недопоставленных объёмов у Заказчика отсутствовали, и товар отсутствовал на 07.07.2023, когда Участник не должен был обеспечивать поставку товара, а учитывая то, что спорные позиции товара являются используемыми расходными материалами, то фактически они могли быть уже использованы так как места их содержания являются проходимыми.
Таким образом, на момент представления в адрес Участника решения об одностороннем отказе от исполнения контракта все обязательства по Контракту фактически были исполнены ООО "Питер-Услуги", а стороне Участника не предоставлена возможность при желании устранить допущенные нарушения с целью избегания расторжения контракта. Нарушения Участника являются несущественными, однократными и устранимыми.
Кроме того, Заказчик воспользовался правом на привлечение Участника к договорной ответственности в виде штрафа, и в остальных актах приемки оказанных Услуг в период с 11.01.2023 по 30 июня 2023 возражений относительно качества и объемов оказываемых Услуг (поставки товаров) не было установлено и Услуги оказаны без замечаний.
На основании вышеизложенного, Участником было направлено возражение на Решение Заказчика, однако Заказчик не отменил не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и применил крайнюю меры в виде одностороннего расторжения контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Питер-Услуги" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что ООО "Питер-Услуги" является добросовестным исполнителем многочисленных контрактов и не имело умысла уклонится от исполнения Контракта, а действия Заказчика лишили ООО "Питер-Услуги" возможности устранить нарушения условий Контракта в десятидневный срок.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Питер-Услуги" предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Питер-Услуги" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Питер-Услуги" (ИНН: 7840481630), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 августа 2023 г. N РНП-78-1130/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023