Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Комитет по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченное учреждение);
ГБОУ N 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
отсутствие представителей:
ООО "Монтажпроект" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20593-ЭП/23 от 10.08.2023) на действия Уполномоченного органа, Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания обучающихся в государственных бюджетных общеобразовательных учреждениях Пушкинского района Санкт-Петербурга (извещение N 0172200002523000345) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 10.07.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0172200002523000345. Начальная (максимальная) цена контракта - 187 312 236,23 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком установлен порядок оценки заявок, в том числе следующие положения:
По настоящему детализирующему показателю оценивается общее количество исполненных участником закупки договоров на оказание услуг общественного питания.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N44-ФЗ, акт (акты) оказанных услуг, составленные при исполнении такого (таких) договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении такого договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются документы, предоставленные в полном объеме и со всеми приложениями.
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
К оценке принимаются исключительно исполненный (исполненные) договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
В случае представления участником закупки гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Законом N44-ФЗ или в соответствии с ФЗ N 223, к оценке принимаются сведения, содержащиеся в Реестре контрактов (договоров).
Сведения о таких договорах могут быть представлены по рекомендуемой форме "Опыт оказания услуги, связанного с предметом контракта", установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки.
В случае отсутствия в Реестре контрактов (договоров) сведений, указанных участником закупки в рекомендуемой форме "Опыт оказания услуги, связанного с предметом контракта", установленной в Приложении "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" к извещению об осуществлении закупки, такие сведения по настоящему детализирующему показателю учтены не будут.
Оценке не подлежат договоры, услуги по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
В случае наличия противоречий между данными, содержащимися в Реестре контрактов (договоров), и данными, содержащимися в информации и документах, направляемых участниками закупки, приоритет имеет информация, содержащаяся в Реестре контрактов (договоров).
Непредставление информации оценивается в 0 баллов
Характеристика квалификации участников закупки N 1: Общее количество исполненных участником закупки договоров |
100% |
Лучшим является наибольшее значение характеристики квалификации участника закупки и установлено предельное максимальное значение характеристики квалификации участника закупки. Значение количества баллов по детализирующему показателю рассчитывается по формуле:
где: Хi - значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Законом N44-ФЗ оценке; Хmin - минимальное значение характеристики квалификации участника закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Законом N44-ФЗ оценке; - предельное максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, установленное заказчиком, равное двадцати договорам. |
Комиссия УФАС отмечает, что Заказчиком установлено предельное максимальное значение характеристики квалификации участника закупки, установленное заказчиком, равное двадцати договорам характеристики квалификации участников закупки N 1: общее количество исполненных участником закупки договоров. Таким образом Комиссия УФАС не находит указанных Заявителем положений оценки заявок.
В жалобе Заявитель сам сообщает, в том числе следующее:
Процессы приготовления пищи в образовательной организации и не в образовательной организации не отличаются друг от друга (и в том, и в другом случае повар руководствуется и действует в соответствии с утвержденным меню, технологическими картами и карточками раскладками, требованиями нормативных актов, регламентирующих требования к питанию, но самостоятельно не определяет состав блюда и его пищевую ценность).
При этом проф. стандарт "Повар", утв. Приказом Минтруда России от 09.03.2022 N 113н, возможность приготовления блюд для отдельных категорий получателей или отдельных видов питания (диетического, лечебного и т. п.) связывает не с опытом компании в которой работает повар, а с наличием у самого повара определенного разряда (квалификации), что никоим образом не обусловлено наличием у организации в которой работает повар опыта работы с организациями определенной инфраструктурной принадлежности.
Как неоднократно отмечало Санкт-Петербургское УФАС России установленное Заказчиком условие, согласно которому при оценке заявок по вышеперечисленным показателям учитываются исключительно контракты (договоры) на оказание услуг по организации питания в формулировке установленной заказчиком, не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, поскольку детализирование требований в рамках оценки опыта оказания услуг является узконаправленным и может привести к неравным условиям при оценке заявок участников закупки (См., например: Решение Санкт-Петербургского УФАС России по делу N 44-5829/, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 24 декабря 2021 г. N 44-6057/21).
Таким образом, Заказчиком не ограничена возможность предоставления договоров на оказание услуг общественного питания.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Монтажпроект" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 августа 2023 г. N 44-3382/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023