Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПБ ГБСУСО "Психоневрологический интернат N 3" (далее - Заказчик) по доверенности;
ООО "Мебельная Фабрика" (далее - Заявитель): генерального директора,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20676-ЭП/23 от 11.08.2023) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку мягкой мебели и тумб (извещение номер 0372200009823000111) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.07.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372200009823000111. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 496 333,33 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению подателя жалобы, в нарушении порядка описания объекта закупки и, соответственно, ограничении конкуренции.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителя Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В силу ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Заказчику, в соответствии с Законом 44-ФЗ, допускается самостоятельно формировать свою закупку, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
В первом доводе Заявитель указывает на способ обработки фанеры, которая является конструктивной частью мебели необходимой к поставке, а точнее отсутствие возможности у Заявителя использовать при обработке деталей мебели концевой фрезой. Предметом контракта является поставка мягкой мебели. Однако в техническом задании содержатся требования к процессам производства. Процесс производства у Заявителя, чем требует заказчик. Он не применяет концевую фрезу, используя лазерную резку. А также использует в производстве клей, отличный от требуемого Заказчиком.
Согласно "Приложению N1 к описанию объекта закупки с изменениями от 31.07.2023 г." в "Требованиях к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" установлено для товара 1 "Диван 3х местный Тип 1": "Детали из фанеры сложной геометрии изготавливаются на станке ЧПУ концевой фрезой. Все ответственные соединения должны быть дополнительно приклеены при помощи мебельного клея на основе поливинилацетатной дисперсии (ПВА)".
По данному доводу представитель Заказчика пояснил, что в процессе раскроя лазер влияет на материал в обрабатываемой локации, на его физические и химические свойства. Фрезер оставляет всё без изменений, может выполнять детали сложной геометрии, а также немаловажным фактором является низкая себестоимость обработки большого объема материала при помощи фрезеровки.
Указание Заявителем на отсутствие у него в производстве клея на основе ПВА не является основанием ограничения конкуренции, поскольку данный клей на основе поливинилацетатной дисперсии (ПВА) используется большинством производителей мебельной продукции. Заказчик в свою очередь сделал выбор в пользу клея на основе ПВА из-за его экологичности и безопасности, также данный вид клея пригоден для применения в помещениях, лишенных принудительной вентиляции. Клей способен выдержать значительные статические нагрузки, не разрушается при сильном увлажнении, а также имеет невысокую стоимость, что в целом отражается на стоимости конечной продукции.
В рассматриваемом случае описание объекта закупки не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, следовательно, довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
Заявитель в доводах жалобы высказывает позицию, что описание объекта закупки (техническое задание) содержит требования не к самому товару, а к его комплектующим, которые не относятся к поставке и не могут определяться на готовом изделии. На основании требуемых показателей товар не может быть поставлен и принят, т.к. требуемые параметры известны только производителям материалов, а на момент подачи заявки участник может заполнить только показатели готового изделия в соответствии со своими технологическими картами и сертификатами.
Согласно "Приложению N1 к описанию объекта закупки с изменениями от 31.07.2023 г." в "Требованиях к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям" установлено для товара 1 "Диван 3х местный Тип 1": "Основной элемент конструкции должен быть каркас изготовленный из брусковых, фанерных, мебельных заготовок, которые следует обработать влагостойким и биозащитным составом. Для изготовления мебельных заготовок должен использоваться сухой шлифованный брус из сосны высшего сорта, сечением 30х40 мм, влажность согласно ГОСТ 16588 -91 W=8 -11,5%, фанера березовая общего назначения марки ФК класса эмиссии Е 0,5 со сроком гарантии не менее 5 лет".
Заявитель утверждает, что при заполнении заявки не располагает информацией, какой срок гарантии на фанеру, которая находится внутри изделия. И дает гарантию на готовое изделие, а не на материалы, которые используются при изготовлении.
Представитель Заказчика пояснил, что, исходя из доводов жалобы, Заявитель является профессиональным участником рынка мебельной продукции и в рамках своей компетенции должен знать характеристики материалов, используемых при её производстве. Заказчики не имеют возможности установить требования к характеристикам закупаемого товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а также при установлении признаков ограничения конкуренции при проведении закупок имеет значение не тот факт, что только один или несколько производителей производят товар, соответствующий требованиям документации о закупке, а возможность участников закупки осуществить поставку этого товара.
Таким образом, Заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика.
В документации нет указания на конкретных производителей, а указаны характеристики и показатели необходимые для определения соответствия предлагаемого товара потребностям Заказчика.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки. Заказчик, дополнив информацию о свойствах требуемого товара, не допустил нарушения требований законодательства.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Мебельная Фабрика" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 августа 2023 г. N 44-3418/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023