Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик);
ООО "ЭЛВЕНТ" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20688-ЭП/23 от 11.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (извещение N 0372100048823000326),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.03.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (извещение N 0372100048823000326).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 7 160 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ЭЛВЕНТ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372100048823000326 от 21.04.2023 на сумму 3 866 400,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 28.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался оказать услуги по техническому обслуживанию систем вентиляции и кондиционирования (далее - услуги).
Согласно пунктами 1.1 и 1.2. Контракта Исполнитель принял на себя обязательства оказывать Услуги в соответствии с условиями Контракта и Технического задания (Приложение N 2 к Контракту) (далее - Техническое задание).
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта и Спецификацией (Приложение N 1 к Контракту) услуги оказываются Исполнителем ежемесячно с даты заключения Контракта и до 31.12.2023, при этом периодичность оказания услуг определена Техническим заданием.
В нарушение вышеуказанных положений Контракта Исполнителем не были оказаны услуги за период апрель - июнь 2023 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для направления в адрес Исполнителя претензий от 05.06.2022 N ИС-10.3-05/3747, от 07.06.2022 N ИС-20.1-05/3809, от 06.07.2023 N ИС-20.1-05/4503, от 25.07.2023 N ИС-20.1-09/4989.
Вместе с тем на 28.07.2023 выявленные нарушения Исполнителем не устранены и услуги за период апрель - июнь 2023 года не оказаны.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 28.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Исполнителем услуги по Контракту оказывались в полном объеме и надлежащим образом. На дату расторжения Контракта Заказчиком Исполнителем были оказаны услуги на сумму 2 354 400 руб., что составляет 60 % от общей стоимости заключенного Контракта, а Заказчиком оплачены услуги на сумму 842 400,00 руб. Однако за апрель и июль 2023 года выполненные Исполнителем услуги не были приняты Заказчиком и не оплачены до настоящего времени.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта было принято Заказчиком 28.07.2023 года. Правовые нормы, на основании которых Заказчиком было принято указанное Решение, в документах отсутствуют.
В соответствии с п. 6.1. Контракта в случае, если выявленные недостатки, указанные в Мотивированном отказе, не устранены Исполнителем в установленные в Мотивированном отказе сроки, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с условиями Контракта. Однако вместо Мотивированного отказа в адрес Исполнителя было направлено Письмо 25.07.2023 N ИС-20.1-09/4989. Письмо не подписано приемочной комиссией, к письму не приложена экспертиза оказанных услуг, отсутствует срок для устранения недостатков.
Несмотря на ненадлежащее уведомление, указанные в Письме недостатки оказанных услуг, были полностью устранены Исполнителем, данные обстоятельства подтверждены перепиской Заказчика и исполнителя:
Исх. Письмо N ЭЛ-746 от 26.07.2023.
Исх. Письмо N ЭЛ-758 от 04.08.2023.
Исх. Письмо N ЭЛ-725 от 30.06.2023.
Исх. Письмо N ЭЛ-733 от 10.06.2023.
Исполнителем были предприняты необходимые и достаточные меры для исполнения заключенного Контракта.
В соответствии с Техническим актом оказанных услуг за апрель (ТО 1.1, ТО 1.2, ТО 4.1) 2023 г. по Контракту были оказаны услуги на сумму 945000,00 рублей.
В соответствии с Техническим актом оказанных услуг за май (ТО 1.1, ТО 1.2, ТО 4.1) 2023 г. по Контракту были оказаны услуги на сумму 243000,00 рублей.
В соответствии с Техническим актом оказанных услуг за июль (ТО 1.1, ТО 1.2, ТО 4.1) 2023 г. по Контракту были оказаны услуги на сумму 567000,00 рублей.
Всего Исполнителем оказаны услуги на сумму в размере 2 354 400 (два миллиона триста пятьдесят четыре тысячи четыреста) рублей. При этом сумма задолженности составляет 1 512 000 (один миллион пятьсот двенадцать тысяч) руб. В соответствии с Контрактом Заказчик обязан осуществлять приемку услуг и производить их оплату в порядке и сроки, установленные Контрактом. Вопреки положениям Контракта услуги, оказанные в апреле и июле 2023 года не оплачены до настоящего времени.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ЭЛВЕНТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "ЭЛВЕНТ" предпринимались все действия для исполнения обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ЭЛВЕНТ" (ИНН: 7806223830) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 августа 2023 г. N РНП-78-1137/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023