Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик);
ООО "СибМедПак" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20854-ЭП/23 от 14.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на поставку пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов (извещение N 0372100048823000697),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.06.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов (извещение N 0372100048823000697) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 876 048,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.06.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "СибМедПак".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 0372100048823000697 от 04.07.2023 на сумму 1 955 712,64 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.3. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 01.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку пакетов для сбора, хранения и транспортировки медицинских отходов (далее - товар).
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком партиями. Количество партий не более 6 (шести). Срок поставки товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней, с учётом ограничений, установленных настоящим пунктом Контракта. Срок поставки товара начинает течь с первого рабочего дня следующего за днем получения Поставщиком соответствующей заявки на поставку товара, и заканчивается в 15:00 (по московскому времени) последнего рабочего дня, входящего в период поставки.
Заявка на поставку Товара от 05.07.2023 N НС-10.1-03/4450 направлена в адрес Поставщика и получена последним 05.07.2023. Срок исполнения обязательств Поставщика истек 13.07.2023.
Поставщик нарушил условие, содержащееся в пункте 4.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику товар в количестве и ассортименте определенных заявками на поставку в вышеуказанные сроки.
В адрес Поставщика направлена претензия от 13.07.2023 N НС-10.1-03/4679 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке товара.
По состоянию на 01.08.2023 Поставщик не исполнил обязательства по поставке товара в соответствии с условиями Контракта.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 01.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Согласно условиям Контракта, Поставщик обязуется передать в собственность Заказчика, а Заказчик принять и оплатить товар согласно Спецификации, срок поставки товара (период поставки) составляет 6 (шесть) рабочих дней.
05.07.2023 в адрес ООО "СибМедПак" посредством электронной почты поступила заявка Покупателя N ИС-10.1-03/4450 с указанием необходимого Заказчика товара к поставке.
06.07.2023 заявка принята в работу Поставщиком.
ООО "СибМедПак" является производителем товара, закупаемого Заказчиком, что подтверждается предоставленными документами в ходе закупки (Регистрационное удостоверение N РЗН 2017/6491 от 27.11.2017), у компании сложилась непредвиденная ситуация - выход из строя оборудования (экструдера), что подтверждается Накладной на отпуск товара N03/29 на отпуск материалов на ремонт в ООО "Сибэлектроремонт".
Невнимательность сотрудников о незамедлительном информировании Заказчика об обнаружении независящих от Поставщика причин, препятствующих поставке товара, привела к тому, что Заказчик не был проинформирован должным образом.
28.07.2023 Заказчик с использованием единой информационной системы направил Поставщику претензию, датированную 13.07.2023 N ИС -10.1-03/46 с просьбой устранить нарушение сроков поставки товара в срок до 27.07.2023.
30.07.2023 в ответе с использованием единой информационной системы ООО "СибМедПак" обязуется осуществить поставку товара Заказчику в срок до 10.08.2023.
01.08.2023 Заказчик с использованием единой информационной системы размещает Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, с указанием причины - товар не поставлен.
01.08.2023 в ответе на решение Поставщик с использованием единой информационной системы сообщает Заказчику о сложившейся непредвиденной ситуации - выхода из строя оборудования, а также о том, что товар отправлен Заказчику ООО Транспортной Компанией "Деловые Линии" ТТН N N2301261086232 от 01.08.2023 с предварительной датой доставки - 08.08.2023.
08.08.2023 товар в адрес Заказчика доставлен. В день осуществления доставки Поставщик сформировал с использованием единой информационной системы, подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и разместил в единой информационной системе УПД N 1531, содержащий информацию, определенную пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
11.08.2023 Поставщиком получено Заключение N 29 о несоответствии товара условиям Контракта. В Заключении Заказчик описывает несоответствие поставленного товара, в том числе и на товар, который в адрес Заказчика не поставлялся (п.З Таблицы Заключения), что свидетельствует о формально проведенной приемке товара Покупателем.
В связи с возникшими разногласиями по качеству товара 11.08.2023 Поставщик в составе комиссии провел внутреннюю экспертизу партий Товара NN 72623; 72622; 72625; 72688, отправленных Заказчику. В результате проведенной экспертизы: замер толщины пакета, в разных местах и взвешивание пакета, комиссией сделан вывод о соответствии товара заявленным техническим характеристикам по контракту (Акт экспертизы N 528/2023 от 11.08.2023). Поставщик направил в адрес Заказчика ответ на Заключение с пояснениями - о возможности замены несоответствующего товара, переукомплектования, допоставки в случае необходимости, с приложением Паспортов качества на Товар.
Поставщик предлагал и предпринимал все возможные необходимые варианты решения, что свидетельствует об отсутствие у Поставщика умышленных действий для "ненадлежащего исполнения контракта".
14.08.2023 несмотря на все предпринятые меры по устранению нарушений со стороны Поставщика, Заказчик расторг Контракт в одностороннем порядке.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СибМедПак" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "СибМедПак" предпринимались все действия для исполнения обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что в рамках госзакупок Поставщиком было исполнено 599 контрактов. Вместе с тем сведения о внесении ООО "СибМедПак" в реестр недобросовестных поставщиков ранее в контрольный орган не направлялись. Несмотря на наличие нарушений при исполнении Контракта, Комиссия УФАС установила, что умысла на неисполнение условий Контракта со стороны Поставщика не было.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "СибМедПак" (ИНН: 5404042284) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2023 г. N РНП-78-1142/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023