Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителя:
ГБОУ СОШ N 478 Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик) по доверенности;
в отсутствие представителей:
Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС
ООО "ЗВК.РУ" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20664-ЭП/23 от 11.08.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку многофункционального устройства для Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N478 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 28.07.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000723000277. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 566 676,37 рублей.
В жалобе ООО "ЗВК.РУ" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Согласно п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
17.08.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжилось тем же составом Комиссии УФАС.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров, и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что объект закупки Заказчиком определен как поставка многофункционального устройства для Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа N478 Красногвардейского района Санкт-Петербурга, для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году.
По мнению Заявителя в соответствии с требованиями "Описания объекта закупки" невозможно предложить к поставке оборудование ни одного производителя для Многофункционального устройства (МФУ) тип 7. На основании этого Заявителем был направлен Заказчику запрос разъяснений
Добрый день, уважаемый заказчик!
Под составленное Вами Описание объекта закупки для Многофункционального устройства (МФУ) тип 7 (далее - ООЗ) невозможно подобрать ни одного устройства, и содержит пункты, которые противоречат друг другу.
Например:
Наличие устройства автоподачи сканера - нет
Тип сканирования - Планшетный; протяжный
Протяжное сканирование возможно при наличии автоподатчика.
Но и остальные характеристики противоречат положениям ст.34 БК РФ от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ. Во-первых, исклю-чен фактор достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности), так как со-став ООЗ полностью исключает возможность участия в закупке техники, так как в установленном диапазоне НМЦК тре-бованиям ООЗ не отвечает ни одно устройство, а это значит, что в установленный для закупки бюджет не вписывается ни одна модель, что полностью исключает возможность поставки идентичного или однородного товара.
Так же ч.2 ст.8 ФЗ от 05.04.2013 N 44 ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": "Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок." По совокупности всех требований ООЗ и установленному ценовому диапазону, обусловленному НМЦК, - ООЗ составлено ошибочно.
На основании вышесказанного убедительная просьба привести ООЗ в соответствии с законом 44-ФЗ таким образом, чтобы по совокупности параметров подходило как минимум две модели двух РАЗНЫХ производителей, доступных в продаже на территории РФ, в рамках НМЦК, и по техническим параметрам, и по ценовым параметрам:
внести изменения в ООЗ и указать их следующим образом:
Время выхода первого черно-белого отпечатка - 10 Секунда
Возможность автоматической двухсторонней печати - да
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр./мин - 20
Удалить характеристики:
Тип сканирования - протяжный
Изменить опечатку
Способ подключения - Ethernet (TJ-45), на Ethernet (RJ-45)
Представитель Заказчика пояснил, что, рассмотрев данный запрос, Заказчик частично согласился с доводами. Были внесены изменения в описание объекта закупки (исключена характеристика "Наличие устройства автоподачи сканера"). Требования к значениям характеристик "Время выхода первого черно-белого отпечатка"; "Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр./мин"; "Способ подключения - Ethernet (RJ-45)"; "Возможность автоматической двухсторонней печати" не были изменены по причине возможной поставки устройств с ухудшенными характеристиками.
Характеристика |
Требуемые в запросе разъяснений исправления |
Разъяснения |
Время выхода первого черно-белого отпечатка |
Внести изменения в значение показателя (было " |
Данная характеристика со значением " |
Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр./мин |
Внести изменения в значение показателя (было " |
Данная характеристика со значением " |
Тип сканирования |
Частично удалить требования к значению характеристики. |
Данная характеристика присутствует в КТРУ с требованием к значению "планшетный, протяжный" и именно в таком виде была добавлена в ООЗ и согласована с КИС. Удаление требований к характеристике влечет за собой поставку устройств с ухудшенными характеристиками. По данным из информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и согласно поданной заявке на участие в аукционе на рынке присутствуют устройства с указанными параметрами. |
Возможность автоматической двухсторонней печати |
Добавить характеристику. |
Характеристика отсутствует в редакции согласования с КИС. |
Способ подключения - Ethernet (RJ-45) |
Опечатка |
Требуемые в запросе разъяснений исправления в описание объекта закупки в части описания позиции "Многофункциональное устройство (МФУ) тип 7" с измененными характеристиками (Скорость черно-белой печати в формате А4 по ISO/IEC 24734, стр./мин; Тип сканирования) влекут за собой поставку заказчику товаров с ухудшенными характеристиками, в связи с чем изменения внесены не были.
Заявитель считает, что внесенные в описание объекта закупки все равно не дают возможность подобрать аппарат под данное описание и НМЦК, так как МФУ формата А3 с возможностью печати более 30 страниц в минуту находятся в более дорогом сегменте.
Заказчик представил Комиссии УФАС перечень МФУ, соответствующих требованиям описания объекта закупки
Представитель Заказчика сообщил, что к моменту рассмотрения жалобы на участие в электронном аукционе была подана заявка с указанием характеристик, соответствующих описанию объекта закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для удовлетворения жалобы заявителя.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЗВК.РУ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2023 г. N 44-3421/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023