Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) по доверенности;
СПб ГКУ "Агентство благоустройства и коммунального хозяйства Колпинского района" (далее - Заказчик) по доверенности;
ООО "ПитерСпортСтрой" (далее - Заявитель) по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 20835-ЭП/23 от 14.08.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства территории по адресу: Санкт-Петербург, п. Петро-Славянка, улица Марата, участок 1 (у д.2), кадастровый номер: 78:37:0017824:23 (1 этап) (извещение N 0172200002123000063) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 05.05.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения. Начальная (максимальная) цена контракта - 31 409 110,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно Положению, "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки);
Согласно п. 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пункт 23 Положения устанавливает, что если в случае, указанном в пункте 22 настоящего Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что порядок оценки, использованный в закупке, содержит установленные Заказчиком положения оценки заявок, которые не раскрывают в должной мере алгоритм предоставления информации о порядке выполнения работ. В связи с чем Заявителем был направлен запрос на разъяснение положений извещения.
"Под обеспечением надлежащей технологии выполнения работ (первое свойство) понимаются совокупность методов для достижения желаемого результата в рамках исполнения государственного контракта (далее - контракт), на право заключения которого проводится настоящий конкурс, включая последовательность действий при выполнении работ по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, меры по уборке мусора, образовавшегося в результате проведения работ и мероприятия по обращению с отходами в соответствии с действующим законодательством РФ, мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством РФ.
Под соблюдаемыми правилами обеспечения безопасности при выполнении работ (второе свойство) понимается совокупность мер, направленная на предотвращение нарушений, соблюдение пожарной безопасности, техники безопасности, обеспечиваемая, в том числе, посредством проведения инструктажей с указанием видов таких инструктажей, а также мероприятия по обеспечению охраны труда при выполнении работ.
Под осуществлением своевременного контроля качества выполнения работ (третье свойство) понимаются методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ, методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ, указанных заказчиком, методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте и методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (специалистов (сотрудников)) осуществляемые уполномоченным и назначенным на выполнение соответствующего вида контроля лицом (группой лиц), в целях анализа и повышения качества выполнения работ.
У нас дополнительно возникают вопросы:
1) Что такое совокупность методов?
2) Какая у них должна быть детализация?
3) Что понимается под последовательностью действий?
4) Какие действия важны заказчику, а какие нет?
5) Какое отношение "мероприятия по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством РФ" имеют к качеству объекта закупки?
6) Что такое совокупность мер?
7) Предотвращение каких нарушений должно быть указано?
8) Какие методы важны заказчику для контроля качества?
9) Почему, когда в извещении не установлен критерий "квалификация участников закупки" и показатель "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" заказчика интересует какие виды контроля применяются участником в отношении его сотрудников?
Все эти формулировки не конкретные и не позволяют сопоставить предложения разных участников между собой, следовательно, порядок оценки не направлен на выявление лучшего предложения о качестве выполнения работ.
Из опыта участия в закупках с таким Порядком оценки мы видим, что заказчики всегда субъективно оценивают заявки всех участников и только у одной предложение признается соответствующим требованиям.
С использованными формулировками извещения потенциальным участникам не представляется возможным определить истинные требования и потребности Заказчика.
Считаем, что подобный порядок оценки не нацелен на обеспечение принципа привлечения большего количества участников и выявления наилучшего предложения.
Также считаем, что каждое из трех свойств установленных заказчиком должно оцениваться отдельно, так как они являются независимыми друг от друга и отсутствие одного из них не исключает наличие других."
Ответ Заказчика на вышеуказанный запрос:
"По вопросу N 1.
Согласно Решению Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок по делу N44-2683/23 о нарушении законодательства о контрактной системе, относящегося к настоящей закупке, установленный Заказчиком порядок оценки заявок позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, по пунктам N1-N9 первого вопроса сообщаем, что в Приложениях N3 и N4 к извещению о проведении открытого конкурса в электронной форме установлены исчерпывающие требования к информации, предоставляемой участниками по показателю "качественные характеристики объекта закупки".
В своем запросе участник, фактически, требует от Заказчика составить за него первую часть заявки, что не входит в полномочия Заказчика."
Заказчиком данным ответом на запрос не даны разъяснения по существу, в соответствии с вопросами Заявителя.
Анализ Комиссией УФАС положений извещения показал, что в "Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки" "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" указанные в запросе на разъяснение формулировки: "совокупность методов для достижения желаемого результата", "последовательность действий", "совокупность мер", "методы, направленные на контроль качества" и т.д. Положения извещения и, соответственно, инструкции не раскрывают должным образом вышеуказанные формулировки.
Комиссия УФАС констатирует, что установленные Заказчиком положения оценки заявок не раскрывают в должной мере алгоритм предоставления информации о порядке выполнения работ, установленных в приложении N 2 к извещению.
Принимая во внимание совокупность вышеуказанных обстоятельств, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями извещения в части оценки, что является нарушением п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Заявитель в доводах своей жалобы считает:
что в рамках столбца "Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки" некорректно устанавливать требования к заполнению и оформлению первой части заявки, такие требования должны быть указаны в соответствующем разделе извещения "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению".
"Для исключения двоякого, двусмысленного толкования, предложение участника о качественных характеристиках объекта закупки формируется без использования таких слов и словосочетаний как: "могут", "обязан", "требуется", "должен (-на, ны, но)", "не должен (-на, ны, но)", "могут быть", "должен (-на, ны, но) быть", "может", "не должен (-на, ны, но) быть" "может быть", "предполагается".".
Также считаем данное требование документации избыточным, так как оно мешает надлежащим образом описать должностные обязанности сотрудников, которые требует указать заказчик:
"В случае указания в столбце 2 формы "Качественные характеристики объекта закупки" мер, направленных на соблюдение техники безопасности, участнику следует также указать в рамках этого же столбца и этой же строки по каждой из должностей привлекаемых специалистов (сотрудников) выполняемые им обязанности по охране труда во время исполнения контракта, определяемые с учетом специальности и занимаемой должности в объеме должностной инструкции, принятой участником закупки.
26.05.2023 года в отношении закупки с реестровым номером 0172200002123000063 Комиссией Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок было выдано предписание по делу N 44-1929/23 об устранении нарушений законодательства о закупках на основании указанного решения."
Представитель Заказчика пояснил, что вышеуказанное условие разъясняет участникам закупки, что описание свойства объекта закупки указывается в соответствии с требованиями, установленными в Приложении N 4 к извещению. При подготовке действующей редакции извещения о проведении закупки Заказчиком учтено решение по делу N 44-1929/23 Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России. В Приложении N 4 извещения в критериях оценки по характеристике N 1 (качество выполнения работ) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" отсутствует свойство "обеспечение необходимым количеством квалифицированного персонала" либо иные свойства, подменяющие оценку показателя "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". В соответствии с п. 19 Положения Заказчиком установлен перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке: осуществление своевременного контроля качества выполнения работ; обеспечение надлежащей технологии выполнения работ; соблюдаемые правила обеспечения безопасности при выполнении работ.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что данный довод жалобы Заявителя является необоснованным.
Доводы жалобы Заявителя касаемо требований порядка оценки и описания объекта закупки в процессе рассмотрения данной жалобы также не нашли своего подтверждения.
При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПитерСпортСтрой" обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 августа 2023 г. N 44-3426/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023