Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУСО Психоневрологический интернат N 4 (далее - Заказчик):;
в отсутствие представителей ИП Миронова Дмитрия Сергеевича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (20951-ЭП/23 от 14.08.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку мебели (извещение N 0372200164623000058) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 04.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200164623000058. Начальная (максимальная) цена контракта - 912 570, 00 рублей.
В жалобе ИП Миронов Д.С. указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которые выразились в:
- утверждении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки;
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1-2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение о проведении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, Заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявок. При этом Заказчик должен учитывать запрет, установленный Законом о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявку в соответствии с потребностями Заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели Заказчик устанавливает в извещении инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований Заказчика участниками закупки и членами конкурсной комиссии.
Инструкция по заполнению заявок на участие в запросе котировок содержится в Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки.
В соответствии с вышеуказанным разделом предусмотрен следующий порядок предоставления значений показателей:
"В описании товаров Заказчик использует следующие виды показателей:
8.1.1. показатели, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения в виде требований, содержащих указание на максимальность и (или) минимальность
8.1.1.1 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("от") или словосочетаний ("не менее", "не меньше", "не ниже") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или более указанного в Таблице 2 Описания объекта закупки минимального значения показателя.
8.1.1.2 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("более", "св.") или символов (">") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое более значения показателя, установленного в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
8.1.1.3 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("менее", "меньше") или символов ("<") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое менее значения показателя, установленного в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки, и не является при этом равным значению показателя, установленному в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки.
8.1.1.4 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов ("до") или словосочетаний ("не более") или символов ("") Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, которое равно или менее указанного в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки максимального значения показателя.
8.1.1.5 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 8.1.1.2 и п. 8.1.1.3 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
8.1.1.6 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 8.1.1.1 и п. 8.1.1.4 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
8.1.1.7 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 8.1.1.1 и п. 8.1.1.3 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
8.1.1.8 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде двух числовых значений, с использованием слов, символов, перечисленных в п. 8.1.1.2 и п. 8.1.1.4 настоящей инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, разделенных союзом "и" или знаком ",", Участник закупки обязан указать конкретное значение показателя, руководствуясь правилами указания конкретных значений показателей указанных пунктов в соответствии с требованиями настоящего пункта.
8.1.2. показатели, значения которых не могут изменяться;
8.1.2.1 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя без использования слов, словосочетаний, символов, перечисленных в п. 8.1.1.1-8.1.1.4 и слов, символов, перечисленных в п. 8.1.3.1 Участник закупки указывает конкретное значение показателя, полностью соответствующее значению, установленному Заказчиком.
8.1.2.2 Во всех остальных случаях, прямо не перечисленных в данной инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки, значения показателей считать неизменяемыми. (в том числе, если применение используемых в описании объекта закупки указаний на максимальность и (или) минимальность из пунктов 8.1.1.1-8.1.1.4 не описано в пунктах 8.1.1.5-8.1.1.8 инструкции по предоставлению характеристик товаров, предлагаемых участником закупки).
8.1.2.3 Требования к значениям показателя функциональной характеристики являются требованиями к показателям, значения которых не могут изменяться. Участник закупки должен предоставить в составе заявки в отношении такой характеристики неизменяемое значение показателя.
Также Заказчик вправе в соответствии с Письмом Федеральной Антимонопольной службы от 01.07.2014 года N АЦ/26362/14 "О разъяснении Федерального закона от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установить следующие виды показателей:
8.1.3. показатели, для которых указаны варианты значений;
8.1.3.1 При указании Заказчиком в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки требования к значению показателя в виде слов, символов "/", "либо" участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений. Выбрав при заполнении заявки одно из альтернативных значений показателей товара, Участнику закупки необходимо указать остальные значения показателей товара, характерные именно для выбранного одного из альтернативных значений показателей. В случае, если показатели не нормируются для выбранного значения, то Участник не указывает данные показатели, либо указывает, что значения данных показателей не нормируются.
8.1.4. Общие правила предоставления конкретных показателей товаров, предлагаемых участником закупки:
В связи с тем, что государственные стандарты устанавливают минимально необходимые требования к характеристикам товаров (их эксплуатационным характеристикам), выраженным в требованиях к значениям показателей, заказчиком установлены требования к значениям показателей, соответствующие установленным государственными стандартами, но отличающиеся от минимально установленных в сторону повышения их качественных и эксплуатационных характеристик. Данное требование обусловлено необходимостью получения товаров, соответствующих государственным стандартам, но имеющих более высокие качественные и эксплуатационные характеристики, чем минимально возможные, установленные государственными стандартами, а также индивидуальными особенностями и условиями их эксплуатации.
При установлении в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки показателей, характеризующих отклонения (погрешность), Участники в своих заявках по данным показателям обязаны представить конкретные значения показателей в виде конкретного максимального значения.
Заказчик поясняет, что не допускается указание в составе заявки словосочетания "должен быть" и его производных.
Заказчик поясняет, что не допускается указание в составе заявки слова "должен" и его производных, относящихся к значению показателя.
Участник закупки при заполнении заявки также должен руководствоваться следующими правилами:
- показатель состоит из наименования показателя и требования к значению показателя.
- наименование показателя товара должно быть передано Участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки;
- в случае, если требования к значению показателя включают в себя числовое значение и единицу измерения, то в заявке недопустимо не указывать или менять единицу измерения числового значения показателя, установленную в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки;
- наименование товара должно быть передано Участником закупки без искажений, в строгом соответствии с наименованием, установленном в Таблице 2 Приложения N 1 к Описанию объекта закупки".
Установленная Заказчиком инструкция содержит достаточно подробное описание правил представления сведений в составе заявки. Противоречий в рассматриваемой инструкции, а равно как условий, меняющих фактические характеристики закупаемого товара, не усматривается.
Таким образом, положениями инструкции по заполнению заявки предусмотрены указания по предоставлению значений спорных показателей, при этом из доводов жалобы не следует, что данная инструкция содержит какие-либо противоречия либо не позволяет представить соответствующее предложение о характеристиках товаров, а напротив содержит исключительно оценочные суждения Заявителя о нецелесообразности использования указаний инструкции.
Заявителем в материалы дела доказательств обратного не представлено, в связи с чем доводы жалобы признаны необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Миронова Дмитрия Сергеевича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 августа 2023 г. N 44-3455/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023