Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей:
СПб ГБУЗ "ДГБ N 22" (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
ООО "Алтэк Ритейл" (далее - Участник): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 07/20254/23 от 17.08.2023), представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20959-ЭП/23 от 15.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку ванн моечных для пищеблока (извещение N 0372200026222000220),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку ванн моечных для пищеблока (извещение N 0372200026222000220) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 406 328,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Алтэк Ритейл".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Алтэк Ритейл" заключен государственный контракт N 0372200026222000220-В от 21.11.2022 на сумму 164 548,96 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 03.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Алтэк Ритейл".
На заседание Комиссии УФАС Заказчик представил сведения, согласно которым в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку ванн моечных для пищеблока (далее - Товар) в течении 15 (пятнадцати) календарных дней с момента получения заявки от Заказчика (п. 3.2 Контракта).
Заявка была направлена Заказчиком 29.05.2023 (исх. N 1026). Крайний день поставки Товара - 13.06.2023.
В установленный Контрактом срок Товар Участником поставлен не был, в связи с чем Заказчиком была направлена претензия исх. N 1218 от 21.06.2023 с требованием об оплате штрафа.
30.06.2023 Заказчиком направлена повторная претензия о непоставке Товара (исх. N 1330).
03.08.2023 Заказчиком было получено письмо, в котором Участник сообщал о задержке поставки Товара по независящим от ООО "Алтэк Ритейл" причинам, что подтверждается письмом производителя Товара ООО "Мекон" (исх. N 0050 от 01.08.2023).
В связи с вышеизложенным на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.9 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
03.08.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
09.08.2023 от Участника в адрес Заказчика поступило письмо о готовности Товара к отправке и ориентировочной дате поставке 10.08.2023.
Согласно счет-фактуре N 122 от 11.08.2023 и Документу о приемке N 122 от 14.08.2023, размещенном ООО "Алтэк Ритейл" на ЕИС, Участник 14.08.2023 поставил в адрес Заказчика Товар, при приемке которого Заказчиком было выявлено не соответствие данного Товара характеристикам, указанным в Спецификации к Контракту, а именно: вместо ванны моечной для пищеблока 2х секционной поставлены односекционные моечные ванны. В этой связи на ЕИС Заказчиком 15.08.2023 было отказано в приемке поставленного Товара и размещен Акт рекламации N 1726 от 14.08.2023.
Таким образом, нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Алтэк Ритейл" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Участник на заседание Комиссии УФАС не направил своих представителей, однако представил письменные пояснения, в которых указал, что ООО "Алтэк Ритейл" не имело намерения уклоняться от исполнения Контракта, а наоборот предпринимало все зависящие от него меры по его исполнению, при этом невыполнение Контракта в установленные сроки произошло не по вине ООО "Алтэк Ритейл".
По словам Участника, при заключении Контракта менеджером ООО "Алтэк Ритейл" были указаны номер телефона и адрес электронной почты, к которым имел доступ только он. Во втором квартале 2023 года данный менеджер уже не работал в ООО "Алтэк Ритейл" и при уходе не передал информацию по исполнению данного Контракта никому из сотрудников. В этой связи заявка Заказчика не дошла ни до кого из действующих сотрудников.
04.07.2023 с ООО "Алтэк Ритейл" связался по городскому телефону представитель Заказчика и сообщил о Претензии о невыполнении Контракта от 21.06.2023 с требованием сообщить дату поставки Товара.
В этот же день Участником был запрошен и получен счет на изготовление указанных ванн от производителя ООО "Мекон" в Екатеринбурге (далее - Производитель). Срок производства был указан 12-15 рабочих дней. Участником незамедлительно был оплачен счет, что подтверждается платежным поручением N 362 от 05.07.2023, и сообщено Заказчику о сроках поставки.
Когда подошел срок изготовления, Производитель уведомил Участника о задержке производства Товара. Участник в свою очередь сообщил об этой задержке Заказчику по электронной почте.
11.08.2023 Производитель изготовил Товар и отправил его транспортной компанией Байкал-сервис в адрес ООО "Алтэк Ритейл".
Заказчик сообщил Участнику о том, что 14.08.2023 - последний день, когда можно будет поставить Товар, т.к. он подал заявку на расторжение Контракта, несмотря на письмо ООО "Алтэк Ритейл" о готовности исполнить Контракт.
Участник оформил документы на отгрузку и отправил водителя для получения Товара на складе с целью дальнейшей его поставки Заказчику. Однако произошла пересортица и по ошибке водителю были загружены не те ванны, о чем выяснилось в момент выгрузки, Товар был возвращен Заказчиком.
Заказчик известил Участника по телефону, что везти Товар уже не имеет смысла, так как Решение о расторжении Контракта вступило в законную силу. В настоящее время Товар находится на складе ООО "Алтэк Ритейл" и готово к отгрузке Заказчику.
Учитывая вышеизложенное, Участник ходатайствовал о невключении ООО "Алтэк Ритейл" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем ООО "Алтэк Ритейл" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые были подписаны и исполняются без нареканий со стороны заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об Участнике, что подтверждает добросовестность ООО "Алтэк Ритейл" в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Алтэк Ритейл" предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Алтэк Ритейл" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Алтэк Ритейл" (ИНН: 7802821043), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 августа 2023 г. N РНП-78-1146/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023