Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 21 Калининского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "ТеплоДекор" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 20961-ЭП/23 от 15.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту крылец и козырьков здания ГБДОУ детский сад N 21 Калининского района (извещение N 0172200004322000357),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Администрацией Калининского района Санкт-Петербурга 08.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту крылец и козырьков здания ГБДОУ детский сад N 21 Калининского района (извещение N 0172200004322000357) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 313 150,51 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ТеплоДекор".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТеплоДекор" заключен государственный контракт N РРКК21-11/СМП от 28.11.2022 на сумму 4 291 584,76 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и потребовать возмещения фактически понесенного ущерба в случае следующих существенных нарушений Подрядчиком условий контракта:
- если задержка в приемке объекта Подрядчиком для выполнения работ составляет более 5 (пяти) дней;
- если задержка в сроках выполнения работ Подрядчиком составляет более 10 (десяти) дней;
- если Подрядчик заявляет требования об увеличении цены контракта или изменения объема работ и заключении соответствующего дополнительного соглашения и отказывается выполнять обязанности на условиях о цене и объемах, предусмотренных данным контрактом;
- если отступления в выполненной работе от условий контракта или иные недостатки не устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТеплоДекор".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по ремонту крылец и козырьков здания ГБДОУ детский сад N 21 Калининского района (далее - Работы) в течение 60 (шестидесяти) календарных дней с момента подписания акта передачи объекта в работу (п. 4.2 Контракта).
Акт передачи объекта для выполнения работ был подписан сторонами Контракта 19.05.2023. Таким образом, конечный срок выполнения Работ - 17.07.2023.
По состоянию на 04.08.2023 Работы Участником выполнены не были, задержка сроков выполнения Работ составила 19 дней. Вместе с тем в ходе исполнения Контракта Участником было направлено письмо об увеличении цены контракта и изменении объема Работ (исх. N 19/07 от 19.07.2023).
Учитывая изложенное, руководствуясь п.п. 9.8, 9.9 Контракта, ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 04.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что заявку в ГАТИ на получение ордера на производство Работ Заказчик направил 23.05.2023, в ответ на которую Заказчиком 30.05.2023 был получен отказ ГАТИ в выдаче ордера. Таким образом, ООО "ТеплоДекор" не имело права приступать к производству Работ без установленных на то разрешений.
Согласно п. 1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре предполагается, что Подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации Заказчика (проект, смета).
Работы, указанные в смете, являющейся приложением к Контракту направлены на замену и восстановление строительных конструкций и элементов, являются капитальным ремонтом.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно письму ФАС России от 09.03.2016 N АЦ/14427/16 "О рассмотрении обращения", строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, и лишает участника закупки обоснованно сформировать свое предложение. При проведении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с о контрактной системе проектно-сметная документация должна быть размещена в полном объеме на Официальном сайте.
Заказчиком в процессе проведения Аукциона на Официальном сайте проектно-сметная документация не была размещена.
Своевременное выполнение Работ по Контракту для Участника не представлялось возможным в виду отсутствия актуального проекта на выполняемые Работы, необходимостью внесения изменений в конструктивные решения устройства крыльца, что подтверждается протоколами рабочих совещаний от 11.07.2023, от 17.07.2023. При этом Заказчик неправомерно обязывал Участника подготовить исполнительную документацию.
Участник был вынужден неоднократно приостанавливать выполнение Работ по Контракту. Для сборки конструкций крылец требуется техническая документация (проект), которая Заказчиком на неоднократные просьбы Участника не была предоставлена.
Проектная документация, которая присутствует на объекте, Участнику в работу по акту не была передана, на сегодняшний день не актуальна, не соответствует техническим (фактическим) параметрам, требует внесения изменений.
Письмом N 19/07 от 19.07.2023 Участник поставил в известность Заказчика о наличии обстоятельств, не зависящих от него, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы и создают невозможность завершить ее в срок и просит внести изменения в техническую документацию.
Проектная организация ООО "НПО "НАСТ", осуществляющая авторский надзор отказалась сотрудничать, уведомив письмом об отказе (исх. N 517 от 13.07.2023). Заказчик ответом N 161 от 26.07.2023 переложил вину на ООО "ТеплоДекор" и указал, что не внесение Участником изменений в техническую документацию, привели к тому, что Заказчик не внес изменения в проектно-сметную документацию.
Часть 1.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются в соответствии с проектной документацией и рабочей документацией. Исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функциональнотехнологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной документации, рабочей документации.
Часть 1.4 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с проектной документацией, рабочей документацией и выполненными на основании проектной документации, рабочей документации работами осуществляется ведение исполнительной документации.
То есть у ООО "ТеплоДекор" не было возможности выполнить требование Заказчика о предоставлении исполнительной документации ввиду отсутствия проекта.
Таким образом имели место быть подтверждающие объективные причины и обстоятельства, препятствующие Участнику выполнить установленные Контрактом Работы, так как проектная документации Заказчиком не была размещена на Официальном сайте, а была передана Участнику в ходе выполнения Работ, кроме того переданная техническая документация требовала внесения изменений, что не позволило Участнику на этапе подачи заявки в полом объеме ознакомиться с объемом Работ, подлежащих выполнению, не позволило ему объективно определить фактический объем Работ по Контракту, поскольку впоследствии им было установлено несоответствие видов и объемов Работ, отраженных в проектной части, объему в сметной документации. При ознакомлении при подаче заявки на участие в Аукционе с проектной документации, Участник отказался бы от намерения участвовать в рассматриваемой закупке.
Участником в ходе выполнения Работ были выявлены виды и объемы работ, не учтенные и частично противоречащие технической документацией Заказчика.
В соответствии с п. 3. ст. 743 ГК РФ Подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и, в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает ряд обстоятельств, обнаружив которые подрядчик должен предупредить заказчика и приостановить работу.
Письмом N 03/08 от 01.08.2023 Участник уведомил Заказчика о приостановке работ.
В ходе производства Работ по Контракту Участником были выявлены дополнительные виды работ, без выполнения которых невозможно исполнить Контракт. Данные дополнительные работы не были учтены локальными сметами, являющимися приложением к Контракту, о чем Участник неоднократно сообщал Заказчику.
При демонтаже бетонных ступенек потребовалось демонтировать боковую штукатурку подпорных стенок крылец, при демонтаже штукатурки посыпалась подпорная стенка, так как пришла в негодность (гнилой кирпич, имеется фотофиксация), в виду чего возникла необходимость демонтажа перекрытия. Акты освидетельствования скрытых и демонтажных работ подписаны инспектором тех надзора службы заказчика Кузнецовой Светланой Анатольевной.
При выемке грунта, который указан в смете обнаружились фундаментные блоки (есть фотофиксация), которые пригодны для повторного использования как фундамент подпорной стены под крыльцом. Участник принял решение не демонтировать блоки.
Участник посчитал, что без выполнения выявленных дополнительных работ невозможно выполнить Работы по ремонту крылец в соответствии с условиями Контракта.
Дополнительные работы, выполненные Участником, являлись необходимыми для обеспечения годности и прочности результата Работ. Для подтверждения данных работ Заказчику был представлен видео- и фотоотчет.
Выявленные в ходе выполнения Контракта дополнительные работы, необходимые к выполнению, не могли быть учтены в технической документации, но должны были быть произведены, поскольку без их выполнения Участник не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые, либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного Контрактом результата.
В соответствии с п. 3 ст. 405, п. 1 ст. 406 ГК РФ и п. 9 ст. 34 Закона о контрактной системе подрядчик не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
При этом отсутствие возможности изменения условий контракта в отношении сроков его исполнения (ст. 95 Закона о контрактной системе) прямо ограничивает подрядчика в праве согласования увеличения срока производства работ в случае вынужденной необходимости.
В этой связи в соответствии со ст. 743 ГК РФ имело место быть фактическое приостановление работ Участником по вине Заказчика.
Однако, учитывая все вышеперечисленное, Заказчик в ответ на все обращения Участника, направленные на скорейшее и надлежащее выполнение Работ по Контракту, ответил решением об одностороннем расторжении контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ТеплоДекор" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ТеплоДекор" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ТеплоДекор" (ИНН: 7810717550), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 августа 2023 г. N РНП-78-1148/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023