Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГКОУ ВО СПбУ МВД России (далее - Заказчик);
ООО "ФАПТМ" (далее - Участник, Поставщик),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21066-ЭП/23 от 16.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на закупку форменного обмундирования для иностранных слушателей (извещение N 0372100008623000022),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на закупку форменного обмундирования для иностранных слушателей (извещение N 0372100008623000022) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 271 440,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2023 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "ФАПТМ".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен государственный контракт N 03721000086230000220001 от 22.06.2023 на сумму 180 507,60 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 26.07.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
По условиям Контракта Участник обязался осуществить поставку форменного обмундирования для иностранных слушателей (далее - товар).
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта, Поставщик осуществляет поставку товара в период в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта, последний день поставки - 06.07.2023.
В соответствии с п. 9.3 Контракта отказ Поставщика передать Заказчику товар и неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки товара являются существенными нарушениями.
По состоянию на 26.07.2023 Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 31.07.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
Компания ООО "ФАПТМ" участвовала в Аукционе, имея продукцию собственного производства (компания специализируется на спецодежде и обуви от ОПЗ и МИ3). Продукция, которую Участник указывал в торгах, была в наличии у ООО "ФАПТМ". Впоследствии данный товар был поставлен по Контракту в полном объеме (Документ об отгрузке УПД N 919 от 23.06.2023), а именно:
- Полуботинки - 40 пар;
- Ботинки с высокими берцами - 18 пар;
- Тапочки казарменные - 14 пар;
В результате приемки товара Заказчиком выявилось несоответствие поставленной продукции заявленным требованиям по ТУ, а именно уставная продукция, по которой ООО "ФАПТМ" не имеет опыта, так как специализируется на другом направлении.
23.06.2023 Поставщик обратились к производителям обуви, согласно техническому заданию к Контракту (Фарадей, Дон Обувь, Паритет), но производители дали ответ, что на данный момент времени они не производят реализацию товара, так как осуществляют контракты по гособоронзаказу в рамках СВО и до конца года не будет производить данную обувь на продажу.
Участник связался с Заказчиком для объяснения ситуации, в которой оказался. Заказчик предложил искать по Военторгам, Воензаказ, Воентека, Авито, Пантера +, Юникс, однако у перечисленных компаний не оказалось нужного количества для исполнения Контракта, у многих дата выпуска не соответствовала заявленному техническому заданию, некоторые компании не готовы были оформить сделку по Честному знаку - на такой риск Участник пойти не смог, так как соблюдает законы Российской Федерации.
Участник пытался найти поставщика по текущим контрактам на ЕИС, по аналогичным закупкам, - за последнее время закупки признаны не состоявшимися, так как производители не выходят на такие закупки в связи с отсутствием продукции.
ООО "ФАПТМ" предлагал Заказчику расторжение Контракта по соглашению сторон, компенсацию пени, неустоек, согласно Контракту, однако Заказчик не соглашался на обсуждение и диалог.
ООО "ФАПТМ" по требованию Заказчика день в день оплатила пени.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ФАПТМ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "ФАПТМ" предпринимались все действия для исполнения обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что в рамках госзакупок Поставщиком были исполнены 139 контрактов. Несмотря на наличие нарушений при исполнении Контракта, Комиссия УФАС установила, что умысла на неисполнение условий Контракта со стороны Поставщика не было. Участником предпринимались все возможные меры для исполнения взятых на себя обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Участника предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении Участника в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ФАПТМ" (ИНН: 7802586424) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 августа 2023 г. N РНП-78-1159/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023