Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Заказчик);
ООО "Гривист" (далее - Участник, Исполнитель),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21065-ЭП/23 от 16.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения контракта на оказание услуг по выполнению функций Технического заказчика в период реконструкции и введения в эксплуатацию объекта: "Административное здание Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д. 10а, лит. Б." в 2022-2023 годах (извещение N 0272100000122000326),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
22.08.2023 Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение сведений продолжалось тем же составом Комиссии УФАС
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 02.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по выполнению функций Технического заказчика в период реконструкции и введения в эксплуатацию объекта: "Административное здание Государственного учреждения - Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Большая Посадская, д. 10а, лит. Б." в 2022-2023 годах (извещение N 0272100000122000326) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 379 556,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.11.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Гривист".
По результатам закупки Заказчиком с Участником заключен контракт N Ф.2022/510 от 22.11.2022 на сумму 1 379 556,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.5. Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 02.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с Участником
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В ходе исполнения Контракта Заказчиком были установлены нарушения условий Контракта.
В рамках заключенного Контракта Исполнитель взял на себя обязательства по осуществлению функции технического заказчика при осуществлении реконструкции на объекте, производимой ООО "Гросс" (далее - Подрядчик) по Контракту.
Согласно п. 4.1 Контракта в срок не более 10 (десяти) рабочих дней со дня размещения Подрядчиком в ЕИС подписанного со своей стороны структурированного документа о приемке выполненных работ Исполнитель проверяет и, при отсутствии замечаний, подписывает (как третье лицо) структурированный документ о приемке выполненных работ в ЕИС в части технического надзора.
Подрядчик выполнил работы по третьему этапу.
24.04.2023 Подрядчиком представлена документация для осуществления приемки работ и оплаты.
03.05.2023 указанная документация направлена Исполнителю (исх. NАО-78-26/187388).
28.04.2023 Подрядчик в соответствии с условиями Контракта разместил в ЕИС структурированный документ о Приемке N 1 Исправление N 2 о исполнении третьего этапа контракта.
10.05.2023 Исполнитель письмом исх. N 102 (далее - Письмо) известил Заказчика об отказе в приемки части выполненных работ, от приемки работ по третьему этапу в ЕИС уклонился. В письме Исполнителя отсутствуют сведения о несоответствии объема и качества выполненных Подрядчиком работ условиям государственного Контракта, о несоответствии использованных строительных материалов ГОСТ или СНИП. Исполнителем не предоставлены документальные подтверждения наличия несоответствия выполненных работ и использованных материалов условиям Контракт, отсутствуют направленные Исполнителем Подрядчику письма о нарушениях при выполнении работ или использование им несоответствующих требованиям ГОСТ или СНИП строительных материалов.
22.05.2023 Заказчик направил Исполнителю письмо исх. N АО-78-26/216617 с требованием устранить нарушения условий Контракта, осуществить приемку работ, выполненных в рамках государственного Контракта.
Исполнитель приемку работ, выполненных Подрядчиком по третьему этапу, не произвел, не предоставил мотивированный отказ от подписания документа о приемке, с указанием причин отказа, не исполнил свои обязательства, предусмотренные п. 4.1 Контракта, что является существенным нарушением условий Контракта.
19.07.2023 Заказчиком направлено требование N АО-78-26/306456 об устранении нарушений Контракта и уплате штрафа за нарушение условий Контракта.
Заказчиком в адрес Исполнителя направлены следующие требования в связи с нарушением условий Контракта:
требование N СИ-78-26/294483 от 11.07.2023 об уплате штрафа в связи с непредставлением ежемесячного отчета за период с 01.06.2023 по 30.06.2023;
требование N АО-78-26/318761 от 27.07.2023 об устранении нарушений и уплате штрафа в связи с тем, то Исполнителем не были оформлены документы об оплате в Единой информационной системе;
требование N АО-78-26/318768 от 27.07.2023 в связи с отсутствием на Объекте оформленного и зарегистрированного должным образом общего журнала работ.
На 31.07.2023 Исполнитель не предоставил сведений об устранении нарушений условий Контракта.
На основе изложенного Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 02.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 15.08.2023.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Выполняя функции Технического заказчика в декабре 2023 были обнаружены трещины в монолитных железобетонных плитах вдоль главных балок перекрытий пятого и шестого этажей.
После проведения визуального освидетельствования анализа проектной и исполнительной документации выяснилось, что предыдущими подрядчиками выполнены строительно-монтажные работы с нарушениями требований проекта и строительных правил. Исполнительная документация не соответствует фактически выполненным работам. Было выявлено что в ходе предыдущего проектного обследования в 2016 году были зафиксированы такие же трещины в плитах перекрытиях.
Такие трещины влияют на устойчивость конструкции всего здания на основании СП 48.13330.2011 Организация строительства пункт 6.15 Исполнителем было принято решение о приостановке строительно-монтажных работ на объекте с 28.12.2022 на срок до 6 месяцев.
В отведенный срок Заказчиком не было профинансировано назначенное Исполнителем полное инструментальное обследование строительных конструкций. По прошествии 6 месяцев, а именно 28.06.2023 строительно-монтажные работы были остановлены с уведомлением Заказчика и Службы государственного строительного надзора и экспертизы СанктПетербурга о необходимости остановить строительно-монтажные работы, выполнить работы по консервации объекта, выполнись детальное инструментальное обследование, выполнить проектно-сметную документацию.
Вместе с тем все обязательства по Контракту Исполнителем выполнялись, ежемесячных отчеты направлялись в адрес Заказчика. Исполнитель участвовал в еженедельных совещаниях по объекту. Присутствовал специалист на объекте.
После этого Заказчиком были предприняты решения по одностороннему расторжению Контракта с Исполнителем и в нарушение нормативных документов продолжить строительно-монтажные работы.
Заказчиком позиция Исполнителя была отвергнута, будучи убежденным и мотивированным во что бы то не стало продолжить строительно-монтажные работы, Заказчик решил заменить Исполнителя.
Исполнитель считает данное Решение Заказчика незаконным. Дальнейшее продолжение строительства по существующей документации в состоянии невыясненной природе и опасности дефектов в несущей конструкций невозможно.
Также исходя из того, что Исполнитель направлял ежемесячные отчеты и присутствовал на совещаниях, то есть выполнял функции технического заказчика, представитель Исполнителя считает, что возложенные обязанности ООО "Гривист" выполнялись добросовестно и своевременно.
На основании изложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Гривист" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Комиссией УФАС было установлено, что в полном объеме Участником не были исполнены принятые на себя обязательства по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что проектная документация к объекту получила положительное заключение Санкт-Петербургского Государственного автономного учреждения "Центр государственной экспертизы" N 78-1-1-3-0139-17 от 31.07.2017 и, после внесения изменений в проект, также положительное заключение N 78-1-1-2-016764-2022 от 23.03.2022. Соответственно, на объекте могли выполняться работы по реконструкции и введению в эксплуатацию здания Санкт-Петербургского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации. Со стороны Исполнителя имело место затягивание сроков надлежащего исполнения Контракта.
Таким образом, у Заказчика имелись основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта, носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Участник, подавая заявку на участие в аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении аукционе, однако свои обязательства по Контракту не исполнил в полном объеме и надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, при этом не исполнив установленные Контрактом условия. Нарушения условий Контракта, в установленный Заказчиком срок, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, Участником устранены не были, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Гривист", ИНН: 3454000060, сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: Грибцов Иван Викторович, ИНН: 342803209529 включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Гривист" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
15.08.23 |
17.08.23 |
16.08.23 |
0 |
16.08.23 |
23.08.23 |
22.08.23 |
0 |
25.08.23 |
25.08.23 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 августа 2023 г. N РНП-78-1158/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023