Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г. В.,
Членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Прокопьева С.А., Смолиной А.А.,
от заинтересованного лица - Чашко Ю.А., Мамедова Н.А-О., Затонского С.А.,
от уполномоченного органа - в отсутствие представителя,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - АО Проектный институт "Ставрополькоммунпроект" по факту осуществления закупки путём проведения открытого конкурса в электронной форме N 0121200004721000047 "Выполнение комплекса работ в рамках реализации проекта "Строительство хозяйственно-бытовых инженерных сетей в городе-курорте Кисловодск": выполнение инженерных изысканий, разработка градостроительной, проектной и сметной документации".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении АО Проектный институт "Ставрополькоммунпроект" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения сторон, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
20 апреля 2021 года между АО Проектный институт "Ставрополькоммунпроект" (далее - Подрядчик) и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края (далее - Заказчик) заключен государственный контракт N 0121200004721000047 на выполнение комплекса работ в рамках реализации проекта "Строительство хозяйственно-бытовых инженерных сетей в городе-курорте Кисловодск": выполнение инженерных изысканий, разработка градостроительной, проектной и сметной документации (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
Цена заключенного контракта составила - 55 000 000,00 рублей.
Начальная (максимальная) цена контракта - 100 531 910,00 руб.
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
Согласно п. 1.1. Контракта - В соответствии с условиями контракта Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ в рамках реализации проекта "Строительство хозяйственно-бытовых инженерных сетей в городе-курорте Кисловодск": выполнение инженерных изысканий, разработка градостроительной, проектной и сметной документации (далее - работа), в соответствии с Заданием (Приложение N1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, и сдать результат выполненной работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно п. 1.2. Контракта Работы должны выполняться исполнителем в соответствии с условиями контракта, требованиями действующих ГОСТов, СНиПов, ВСН, ОДН, других нормативных документов регламентирующих разработку проектной документации.
Работа по Контракту считается выполненной (за исключением гарантийных обязательств Подрядчика) после завершения всех видов работ, получения положительного заключения государственной экспертизы в полном объеме, получения заключения о достоверности сметной стоимости и передачи документа заказчику, подписания актов приема сдачи документации у Заказчика.
Место выполнения работ: по месту расположения объекта и по месту расположения Подрядчика; сбор данных для проектирования производится по месту расположения объекта. Результаты выполненных работ предоставляются Заказчику по адресу: 355012, г. Ставрополь, ул. Ленина, д.184
В соответствие с п. 4.1 Начало выполнения работ - со дня заключения настоящего Контракта. Окончание выполнения работ:
- I стадия (этап) - Изыскательские работы, сбор исходно-разрешительной документации до 01 июня 2021 года;
- II стадия (этап) - Градостроительная документация до 01 августа 2021 года;
- III стадия (этап) - Проектно-сметная документация до 15 августа 2021 года;
- IV стадия (этап) - Государственная экспертиза проектной и градостроительной документации и результатов инженерных изысканий. Проверка достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства до 01 ноября 2021 года;
- V стадия (этап) - Рабочая документация с даты окончания Государственной экспертизы "Проектной документации" не более 50 календарных дней (в рамках сроков государственного контракта).
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Исходя из материалов дела, а так же условий Контракта Подрядчик обязался выполнить комплекс работ в рамках реализации проекта "Строительство хозяйственно-бытовых инженерных сетей в городе-курорте Кисловодск": выполнение инженерных изысканий, разработка градостроительной, проектной и сметной документации и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязался принять результат Работ и оплатить его.
Так, Контракт предусматривает наличие 5 этапов исполнения, стоимость по 11 000 000,00 (одиннадцать миллионов) рублей каждый.
По I стадии (этапу) Контракта имеется положительное заключение государственной экспертизы N 26-1-1-1-015356-2022 от 18 марта 2022 года.
По II стадии (этапу) Контракта, проект планировки территории и проект межевания территории прошли общественные обсуждения и утверждены администрацией города-курорта Кисловодска Ставропольского края в установленном законом порядке.
Работы по I стадии (этапу) и II стадии (этапу) Контракта сданы Подрядчиком Заказчику и оплачены заказчиком в размере 22 000 000,00 рублей (по 11 000 000,00 рублей за каждый этап контракта). Информация об исполнении I стадии (этапа) и II стадии (этапа) контракта размещена на официальном сайте закупок (zakupki.gov.ru).
18 июля 2022 г. между АО ПИ "СКП" и Министерством ЖКХ СК был подписан предварительный акт N 65 сдачи-приемки работ по III стадии (этапу) Контракта - Проектно-сметная документация.
Таким образом, работы по проектно-сметной документации по III стадии (этапу) были согласованы с Заказчиком и сданы ему в соответствии с условиями контракта.
По IV стадии (этапу) контракта АО ПИ "СКП" передало проектно-сметную документацию на государственную экспертизу в личный кабинет ФАУ "Главгосэкспертиза России" по доверенности от Министерства ЖКХ СК, ФАУ "Главгосэкспертиза России" разместило в личном кабинете замечания к проектно-сметной документации. АО ПИ "СКП" устранило замечания, и направило в личный кабинет государственной экспертизы.
18 мая 2023 года в адрес Министерства ЖКХ СК было направлено письмо N 382/01 с приложением результата работ - проектно-сметной документации (III стадии (этапа) контракта) на электронном носителе после отработки всех замечаний государственной экспертизы, а также Акта N 18 от 18 мая 2023 сдачи-приемки работ проектно-сметной документации, Акта N 19 от 18 мая 2023 сдачи-приемки работ по IV стадии (этапа) контракта.
Кроме этого, 18 мая 2023 АО ПИ "СКП" направил в адрес Министерства ЖКХ СК претензию N 381/01 с приложением отрицательного заключения государственной экспертизы от 16 мая 2023 года, а также с просьбой оплатить работы по III стадии (этапу) и IV стадии (этапу) Контракта.
В соответствии с пунктом 6.2. контракта заказчик подписывает акт выполненных работ с течение 5 (пяти) рабочих дней после его получения или даёт мотивированный отказ от его подписания.
Ответов на письмо N 382/01 от 18 мая 2023 г. и претензию N 381/01 от 18 мая 2023 г. в адрес АО ПИ "СКП" не поступало.
Таким образом, Акт N 18 от 18 мая 2023 сдачи-приемки работ проектно-сметной документации и Акт N 19 от 18 мая 2023 сдачи-приемки работ по IV стадии (этапа) Контракта являются подписанными.
18 июля 2023 года в адрес АО ПИ "СКП" поступило письмо Министерства ЖКХ CK N 9983/09 от 17.07.2023 г. о предоставлении проектно-сметной документации по Контракту, согласно указанной общей пропускной способности сооружений - 68 000 мУ/сут.
В ответном письме N 526/01 от 27.07.2023 г. АО ПИ "СКП" указало, что просьба Министерства ЖКХ СК предоставить проектно-сметную документацию по Контракту, согласно общей пропускной способности сооружений - 68 000 мУ/сут. противоречит пункту 9 Приложения N 1 к Контракту и повлечёт переделку всех разделов проектно-сметной документации.
Таким образом, Контракт в установленный срок исполнен не был.
В соответствии с п. 11.1 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 12.1 Закона N44-ФЗ установлено что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что АО ПИ "СКП" не исполнило условия Контракта надлежащим образом, Заказчик 31.07.2023 г. принял решение о расторжении Контракта, которое, согласно информации из ЕИС - zakupki.gov.ru, 31.07.2023 г. получено АО ПИ "СКП".
Частью 13 статьи 95 Закона N44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
На основании изложенного 11.08.2023 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым.
В действиях Заказчика нарушений не выявлено.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
В соответствии с пунктом 12.6 Контракта спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения настоящего Контракта, разрешаются в установленном законом порядке в Арбитражном суде Ставропольского края.
Ставропольским УФАС России установлено, что в производстве Арбитражного суда находится дело А63-15691/21, согласно указанному делу между Подрядчиком и Заказчиком возник спор, в соответствии с которым оценке подлежат обстоятельства, которые повлияли на ненадлежащее исполнение условий Контракта АО ПИ "СКП".
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции, проверив действия Заказчика и Подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Законом N 44-ФЗ, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении Контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно п. 15 Правил N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, Комиссия не может сделать вывод о нарушении акционерным обществом условий Контракта, поскольку спор между сторонами рассматривается в судебном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Сведения в отношении АО ПИ "СКП" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г. В. Золина
Е.А. Соколов
Члены комиссии
П.В. Попова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 22 августа 2023 г. N 026/10/104-1753/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023