Резолютивная часть оглашена
22.08.2023 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России): н
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ФГБО УВО "Самарский государственный медицинский университет" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Истишенко Р.А (далее - Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по объекту закупки: поставка пакетов для медицинских отходов (извещение N 0342100011823000175, начальная (максимальная) цена контракта - 1 320 000,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
Согласно обращению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений о Поставщике в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
Между ФГБО УВО "Самарский государственный медицинский университет" и ИП Истишенко Р.А заключен контракт ГК288кл от 15.05.2023 г. на поставку товара.
Согласно п. 1.1. заключенного контракта Поставщик принял на себя обязательства по поставке пакетов для медицинских отходов (далее - Товар), в соответствии с условиями контракта, Спецификации (Приложение N 1 к контракту) и Технического задания (Приложение N 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта.
Исходя из условий контракта и Технического задания Заказчиком на электронный адрес Поставщика 15.05.2023 г. направлена заявка на поставку товара, в соответствии с условиями контракта поставка осуществляется в течении 10 рабочих дней с момента получения заявки.
17.05.2023 Заказчик внес корректировку в заявку, направленную ранее, и перенаправил исправленный вариант в адрес Поставщика посредством электронной почты.
По условиям контракта крайний срок поставки 24.05.2023 года. В указанные сроки ИП Истишенко Р.А обязательства, предусмотренные контрактом не выполнены.
07.06.2023 года ИП Истишенко направлен в адрес Заказчика образец Товара, который планировался к поставке, не содержащий приемочных документов, а также не соответствующий заявке Заказчика.
В соответствии с условиями контракта поставщик обязуется осуществить поставку пакетов для медицинских отходов, направление образцов товара контрактом не предусмотрен.
08.06.2023 года, в процессе рассмотрения полученного образца Товара, Заказчик составил Акт комиссии о недостатках, так как предлагаемые пакеты по размеру (образцы товара) полностью не соответствовали условиям контракта.
О несоответствии поставленного товара Поставщик был уведомлен по телефонному звонку и по электронной почте, так как к официальной поставке посредством электронного актирования ИП Истишенко Р.А так и не приступил.
19.06.2023 года ФГБОУ ВО СамГМУ Минздрава России, ИП Истишенко Р.А. направлена повторная заявка на поставку Товара, крайний срок поставки 26.06.2023 года.
06.07.2023 года через единую информационную систему Поставщику направлена Претензия N1230/40-23-3129. В указанные сроки ИП Истишенко Р.А обязательства, предусмотренные контрактом не выполнены, о невозможности поставки товара информации в адрес Заказчика не поступало.
Согласно п. 3.4 контракта Заказчик вправе требовать от Поставщика надлежащего исполнения принятых им обязательств, а также своевременного устранения выявленных недостатков.
Поставщик обязан осуществить поставку товара в соответствии с принятыми на себя обязательствами (п. 3.1. контракта).
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 450 ГК РФ, с п.1 и п.2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 г. Закона о контрактной системе, п. 9.6 контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
01.08.2023 года Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и разместил его в ЕИС.
Настоящее решение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты его размещения в ЕИС в соответствии с ч.12.1, ч.13 ст.95 Закона 44-ФЗ.
12.08.2023 года решение об одностороннем расторжении вступило в силу и информация, о включении в РНП, направлена в адрес Самарского УФАС России.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта.
У Заказчика отсутствовали основания для отмены своего решения в связи с тем, что нарушения условий контракта не устранены.
16.08.2023 г. Самарским УФАС России направлено уведомление в адрес сторон о рассмотрении обращения Заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
16.08.2023 года от Поставщика в адрес Заказчика направлено письмо (от 16.08.2023 г б/н) о желании поставить Товар по заявке Заказчика.
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако Поставщик указанным правом не воспользовался, в указанный срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что на дату рассмотрения обращения Комиссией Самарского УФАС России обязательства, предусмотренные контрактом, Поставщиком не выполнены.
Пояснения о готовности поставки товара, представленные ИП Истишенко Р.А в Самарское УФАС России не опровергают факта неисполнения обязательств по контракту.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) Поставщика лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 403 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ИП Истишенко Р.А выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об индивидуальном предпринимателе ИСТИШЕНКО РОМАНЕ АЛЕКСАНДРОВИЧЕ (ОГРНИП 316527500041427, ИНН: 525406527361, юридический адрес: 607186, Нижегородская область, г.Саров, ул.Победы 8-2) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об ИП Истишенко Романе Александровиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр, либо ранее по основаниям, установленным ч.9 ст.104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 24 августа 2023 г. N РНП-63-197
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023