Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПМК-СЕРВИС" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Соединитель для дыхательного контура) (изв. N 0356200005123000408),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 15.08.2023 г. в 10:30.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 16:00 ч. 18.08.2023 г. с целью принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356200005123000408 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку изделий медицинского назначения (Соединитель для дыхательного контура).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.08.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 211 216,20 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 11.08.2023 г.
1. Заявитель полагает, что в п. 1 Технического задания установлены избыточные и необоснованные характеристики к соединителю для дыхательного контура, одноразового использования, что приводит к ограничению круга потенциальных участников закупки.
2. Заявитель полагает, что извещение и приложения к нему содержат противоречивые требования в части условий поставки.
Заказчик с доводами жалобы не согласны на основании представленных письменных пояснений.
1. В отношении довода об избыточных и необоснованных характеристиках соединителю для дыхательного контура, одноразового использования, Заказчик пояснил следующее.
Позиции N1 Технического задания соответствуют соединители для дыхательного контура, одноразового использования следующих производителей:
- устройства и дыхательные системы для наркозно-дыхательных аппаратов, аэрозольной и кислородной терапии: Соединитель эластомерный угловой INTERSURGICAL, Великобритания;
- устройства дыхательные для совместного использования с анестезиологическим т реанимационным оборудованием по ТУ 32.50.21-001-11251277-2019 АО "НПП "ИНТЕРОКО", Россия.
Заказчик также пояснил, что согласно п. 5.2 ГОСТа 31518.1-2012 (ISO 5356-1:2004) дополнительные требования к коническим соединениям размером 22 мм применяют требования 4.2. Согласно п. 4.2.2 ГОСТа 31518.1-2012 (ISO 5356-1:2004) охватываемые детали конических соединений размером 22 мм, предназначенные для присоединения к лицевой маске, должны иметь фланец или другую эквивалентную конструкцию в соответствии с рисунком 2 b.
Заказчик указал, что ввиду того, что данное изделие планируется применять, в том числе путем присоединяя к лицевой анестезиологической маске, считаем этот показатель важным.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия отмечает, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки. В данном случае, исполнением требований Закона о закупках, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации.
Аналогичная позиция содержится в п. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г.).
В соответствии с извещением описание объекта закупки указано в отдельном файле "Техническое задание".
Согласно п. 1 Технического задания к поставке требуется соединитель для дыхательного контура, одноразового использования (КТРУ 32.50.50.190-00001297), соответствующий, в том числе следующим характеристикам:
1 |
Тип зонда |
Закрытый |
Трубка обладает эффектом памяти - сохраняет заданные параметры: длина, форма. |
8 |
Угловой коннектор имеет фланец |
Не менее 26 мм |
В соответствии с п. 4.2.2 ГОСТ 31518.1-2012 |
В целях принятия объективного решения, Комиссией были сделаны запросы в адрес:
- официального представителя на территории Российской Федерации производителя "Интерседжикал Лтд.", Великобритания- ЗАО "ИНТЕРСЕДЖИКАЛ" (исх. N 8283/23 от 15.08.2023 г.);
- АО "НПП "ИНТЕРОКО", Россия (исх. N 8287/23 от 15.08.2023 г.).
В ответе на запрос ЗАО "ИНТЕРСЕДЖИКАЛ" (вх. N 12234-ЭП/23 от 17.08.2023 г.; исх. N 29 от 16.08.2023 г.) указало, что изделие позиции N 1 Технического задания по своим конструктивным характеристикам, касающимся наличия зонда, не производится компаний "Интерседжикал Лтд.", Великобритания.
Также в ответном письме АО "НПП "ИНТЕРОКО" (вх. N 12213-ЭП/23 от 16.08.2023 г.; исх. N б/н от 16.08.2023 г.) сообщило, что устройство дыхательное для совместного использования с анестезиологическим и реанимационным оборудованием по ТУ 32.50.21-001-11251277-2019, РУ N РЗН 2020/10066 от 16.11.2020 г., содержит в своем составе угловой коннектор, имеющим фланец 292 мм.
Вместе с тем, АО "НПП "ИНТЕРОКО" в ответе (вх. N 12213-ЭП/23 от 16.08.2023 г.; исх. N б/н от 16.08.2023 г.) не подтверждает соответствие производимого товара иным характеристикам позиции N 1 Технического задания, не прикладывает подтверждающие документы.
Заказчик также направил в адрес Комиссии регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11170 от 05.08.2022 г., выданное "Ковидиен Ллс" (США) на изделия изделие медицинского для анестезиологии и вентиляции легких.
Вместе с тем, исходя из анализа регистрационных удостоверений не представляется возможным определить, что товар данных производителей соответствует характеристикам, установленным в Техническом задании и приложении к нему.
Таким образом, довод Заявителя о том, что совокупность характеристик к поставляемому товару ограничивает круг потенциальных участников закупки нашел свое подтверждение. Доказательств обратного Заказчиком не представлено.
Поскольку Заказчиком не доказано наличие товаров как минимум двух различных производителей, соответствующих требованиям Технического задания и приложениям к нему, в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
2. В отношении довода жалобы о противоречии извещения и приложения к нему в части условий поставки, Заказчик пояснил следующее.
В случае наличия разногласий в связи с возникшими разночтениями сроков поставки в связи с вероятной технической ошибкой в Техническом задании, стороны при заключении Контракта вправе урегулировать данную ситуацию путем согласования разногласий без каких-либо правовых последствий.
Заказчик считает, что подача заявки Заказчиком для поставки товара не накладывает на Поставщика каких-либо дополнительных обязанностей, помимо тех, что предусмотрены этапами поставки товара, поскольку срок поставки товара по этапам поставки составляет 11 дней. Направление заявки в указанный период влечет дополнительные обязательства для заказчика соблюсти срок подачи заявки, так, чтобы поставщик смог поставить товар в соответствии с этапами исполнения контракта в согласованном сторонами в контракте количестве.
Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями Закона о закупках Заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.
Согласно извещению необходимо поставить:
Наименование товара, работы, услуги |
Код позиции |
Количество (объем работы, услуги) |
Единица измерения |
Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования |
32.50.50.190-00001297 |
900 |
Штука |
Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования |
32.50.50.190-00001297 |
260 |
Штука |
Вместе с тем, согласно приложению N 1 к Техническому заданию:
N п/п |
Объем закупаемого товара в единицах измерения |
ЭТАПЫ ПОСТАВКИ |
|
1 этап |
2 этап |
||
1 |
Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования КТРУ 32.50.50.190-00001297 |
260 |
450 |
2 |
Соединитель для дыхательного контура, одноразового использования КТРУ 32.50.50.190-00001297 |
|
450 |
Следовательно, согласно извещению по позиции N 1 Технического задания необходимо поставить 900 соединителей, по позиции N 2 Технического задания - 260 соединителей. Вместе с тем, исходя из положений Технического задания, установлено, что по позиции N 1 необходимо представить 710 соединителей, а по позиции N 2 - 450 соединителей.
Указанные положения извещения не коррелируют с требованиями, установленными к поставляемому товару в приложениях к Техническому заданию.
Кроме того, в разделе 2 Технического задания установлено, следующее:
Требования к отгрузке товара (условия поставки):
- Поставка товара осуществляется Поставщиком в Место поставки на условиях, предусмотренных Контрактом, по заявке Заказчика в течение 10 (десяти) календарных дней с момента направления Заказчиком Поставщику заявки на поставку Товара по факсу или электронной почте Поставщика, указанным в настоящем Контракте. Поставка по заявке осуществляется в полном объеме, частичная поставка по заявке не допускается.
Срок окончания поставки:
1 этап с 01.09.2023 г. по 11.09.2023 г.
2 этап с 01.02.2024 г. по 11.02.2024 г.
Следовательно, из анализа раздела N 2 Технического задания не представляется возможным определить каким образом необходимо поставлять товар: по заявкам Заказчика или согласно этапам.
Комиссия отмечает, что формулировки извещения и приложения к нему должны быть понятными, лаконичными, непротиворечивыми, соответствовать сложившейся практике и обычаям делового оборота, не должны противоречить законодательству, поскольку Заказчик должен быть заинтересованы в едином понимании всеми субъектами (участниками закупки, членами единой комиссии и пр.) положений аукционной документации, что обусловит правильное и единообразное заполнение заявок участниками закупки, обеспечит единый подход к рассмотрению заявок на участие в аукционе Аукционной комиссией, чего в данном случае не прослеживается.
Таким образом, извещение и приложение к нему вводит в заблуждение участников закупки, что усложняет подачу заявки на участие в аукционе.
Следовательно, в ходе внеплановой проверки, в действиях Заказчика выявлено нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Доказательств иного в материалы жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПМК-СЕРВИС" на действия ГБУЗ ПК "ПКОД" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Соединитель для дыхательного контура) (изв. N 0356200005123000408) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, выявленное в ходе рассмотрения жалобы нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023