Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение (вх. N 11916/23) Администрации города Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альбатрос" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на капитальный ремонт кровли и фасадов гинекологического корпуса (Лит. Н) ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М. А. Тверье" по адресу: Пермский край г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2, литер Н (изв. N 0156200009922001454).
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009922001454, Заказчиком проводился электронный аукцион на капитальный ремонт кровли и фасадов гинекологического корпуса (Лит. Н) ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М. А. Тверье" по адресу: Пермский край г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2, литер Н. Начальная (максимальная) цена контракта 24 060 580,00 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 15.08.2023 в 15:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 18.08.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
06.02.2023 г. между Заказчиком и ООО "Альбатрос" (далее - Подрядчик) заключен контракт N 0156200009922001454 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли и фасадов гинекологического корпуса (Лит. Н) ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М. А. Тверье" по адресу: Пермский край г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2, литер Н, на сумму 21 895 127,80 руб. (далее - Контракт).
В связи с невыполнением условий контракта, 31.07.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт кровли и фасадов гинекологического корпуса (Лит. Н) ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М. А. Тверье" по адресу: Пермский край г. Пермь, ул. Братьев Игнатовых, 2, литер Н (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 01.03.2023 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 31.08.2023 г.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ, по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.1.7. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
8.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.5.1. неисполнение Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.5.2. непредставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком.
8.5.3. просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.5.4. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления подрядчика является 31.07.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 11.08.2023 г.
Информация об ООО "Альбатрос" направлена в адрес Пермского УФАС России 11.08.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Согласно решению об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта, ГБУЗ ПК "Городская клиническая больница им. М. А. Тверье" приняло данное решение ввиду следующих обстоятельств.
Подрядчик в период с 01.03.2023 по 27.06.2023 выполнял работы по демонтажу кровли, устройству кровли. Подрядчик также начал работы по ремонту крылец, произвел монтаж строительных лесов. Однако, к устройству подсистемы фасадов, которое, в соответствии с графиком выполнения работ, должно было производиться с 01.04.2023, к устройству облицовкой металлокассетами фасадов с 29.04.2023 (по графику), к ремонту отмостки с 01.07.2023 (по графику) Подрядчик не приступал.
Соответственно, Подрядчиком при выполнении обязательств по данному Контракту, была выполнена только четверть работ, предусмотренных Контрактом. Кроме того, те работы, которые Подрядчик всё-таки выполнил, были выполнены с отступлением от графика выполнения работ.
На основании вышеуказанного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В предоставленных пояснениях, Подрядчик обращает внимание на то, что в период с 01.03.2023 г. по 27.06.2023 г. им были выполнены работы по демонтажу кровли, устройству кровли, начаты работы по ремонту крылец, произведен монтаж строительных лесов, к устройству подсистемы фасадов.
В указанных пояснениях Подрядчик также сообщает, что требуемые работы необходимо было выполнять в соответствии с проектной документацией N 1013-2018-КР от 2018 года.
Подрядчик поясняет, что в соответствии с указанной документацией, Подрядчик должен был поставить исключительно линеарные панели PrimepanelS-Т-Г производства ООО "Компания металл Профиль Урал".
27.03.2023 г., Подрядчик письмом с исх. N 28 предложил Заказчику заменить предусмотренные проектной документацией Линеарные панели Primepanel-S-T-Г производства ООО "Компания металл Профиль Урал" на аналогичные товары в связи с тем, что у завода изготовителя наблюдаются задержки в производство данного товара, а аналогичный товар уже имеются у Подрядчика в наличии и по своим техническим характеристикам не отличаются от вышеупомянутых панелей.
Кроме того, сообщает Подрядчик, замена материала, указанного в проектной документации на аналогичный, предусмотрена положениями приложений к Контракту.
28.06.2023 г., Заказчику в ЕИС поступил от Подрядчика документ о приемке выполненных работ N 1 от 28.06.2023 на сумму 4 521 287,58 руб.
После устранений замечаний, работы были приняты представителями Заказчика без замечаний, подписаны все акты скрытых работ и иные документы, подтверждающие приемку работ.
03.07.2023 г., Заказчику в ЕИС поступил от Подрядчика документ о приемке выполненных работ N 2 от 03.07.2023 года, на сумму 661 024,06 руб.
Таким образом, Заказчик и Подрядчик обоюдно признают, что работы были выполнены на сумму более 5 182 311,64 руб.
13.07.2023 г., Подрядчику Заказчиком была направлена претензия об отсутствии работ на объекте.
18.07.2023 года, Подрядчик в письме с исх. N 68 повторно направил в адрес Заказчика письмо о согласовании материалов для фасадных работ. Поскольку ответа со стороны Заказчика не поступало, Подрядчик не мог приступить к фасадным работам которые должны быть выполнены в соответствии с положениями Контракта.
18.07.2023 г., Заказчик отказал в согласовании ранее предложенных Подрядчиком фасадных материалов, сославшись на несоответствие таковых проектной документации.
21.07.2023 г., Подрядчику от Завода изготовителя Линеарных Панелей ООО "Компания Металл Профиль Урал" поступил ответ (исх. N 137) на ранее направленный запрос, в котором Производитель сообщил о невозможности поставки требуемых панелей в связи с дефицитом данной краски, которой окрашиваются данные панели.
07.08.2023 г., Подрядчику от ООО "Компания металл Профиль Урал" поступило письмо (N исх. 141), в котором данный производитель повторно сообщает о невозможности поставки требуемых панелей.
Кроме того, в предоставленных пояснениях ООО "Альбатрос" также обращает внимание на то, что при производстве работ были выявлены многочисленные трудности производства данных работ, такие как:
- частичное разрушение кирпичной кладки здания в осях 2-1; Б-А; А-Б, указанные дефекты оказывают влияние на конструкцию здания, влияют на рабочую способность здания. В ТЗ не включены работы по ремонту стен, замене или восстановлению кладки.
- не было учтено устройство примыканий кровель из наплавляемых материалов на парапет ВЕНТ 282,55 м2. (Указанные работы подрядчик выполнил своими силами и за свой счет).
- демонтажные и монтажные работы внешних вентиляционных труб не предусмотрены проектно-сметной документацией.
ООО "Альбатрос" в подтверждение своей позиции предоставило переписку с Заказчиком, указанные выше письма Производителя о невозможности поставки требуемого товара, коммерческие предложения иных производителей с предложением поставить требуемый товар, а также техническое свидетельств о пригодности для применения в строительстве N 5627-18 от 24.12.2018 имеющегося у Подрядчика аналогичного товара.
Комиссия обращает внимание на то, что исходя из анализа предоставленных пояснений, а также переписки между Заказчиком и Подрядчиком, можно сделать вывод о том, что действия Подрядчика были направлены на исполнение положений Контракта, однако по независящим от Общества обстоятельствам работы по контракту не удалось выполнить.
Комиссия также сообщает, что Заказчик не отрицает факт надлежащего исполнения Подрядчиком части требуемых работ.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Альбатрос" исполнило 14 контрактов.
При принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика или об умысле ООО "Альбатрос", направленном на неисполнение заключенного Контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Альбатрос" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Альбатрос" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 августа 2023 г. N РНП-59-265
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023