Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
- руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- главы администрации ЗАТО Первомайский;
- представителя администрации ЗАТО Первомайский, по доверенности;
- представителя АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий", по доверенности;
рассмотрев материалы внеплановой проверки N 043/10/99-855/2023,
У С Т А Н О В И Л А:
08.08.2023 г. в Кировское УФАС России из ФАС России перенаправлено обращение АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - администрация ЗАТО Первомайский при проведении запроса котировок на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения операционной системы Microsoft и пакета офисных программ Microsoft Office (извещение N 0140300036322000130).
Заявитель сообщает, что Заказчиком нарушены п. 3 ст. 14, ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку в каточке закупки не установлен запрет на допуск ПО, происходящего из иностранных государств, а также в извещении отсутствуют слова или "эквивалент".
В соответствии со ст. 99 Закона о контрактной системе Заказчику, Заявителю направлено уведомление о дате и времени рассмотрения материалов внеплановой проверки. Рассмотрение материалов внеплановой проверки назначалось на 22.08.2023 г.
Заказчик направил письменные пояснения и при рассмотрении материалов пояснил, что запрет установлен не был ввиду потребности в приобретении ПО с определенными характеристиками, указывает, что подготовил и разместил обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236). В извещении отсутствует слово "или эквивалент" так как в администрации функционируют 2 сервера на обоих установлена OC Windows, считает, что компьютеры с иной операционной системой, могут испытывать отдельные проблемы с общими ресурсами и плохо опознают друг друга в сети. Для нормального функционирования необходимо, чтобы ОС на всех рабочих компьютерах была одного семейства, компьютеры объединены в сеть. Сеть уже настроена и функционирует, приобретение иной ОС привело бы к дополнительным затратам из бюджета на наладку оборудования под новую ОС. Приобретение MS Office было необходимостью, так как у всех пользователей установлен MS Office разных версий, так как ранее документы были созданы с применением данного программного продукта, имеют свойства сложных таблиц, при переходе па иной "Офис", данные могут искажаться, формулы Excel могут не отображаться, либо отображаться некорректно. Файлы и документы, созданные в Мой Офис (или аналогах) и Microsoft Office частично совместимы, в то время как все документы созданы в приложении Microsoft Office (имеются архивные документы, созданные в более ранних форматах Office), что может привести к искажению и потере данных, особенно это касается цифровой информации.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
14.12.2022 года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении запроса котировок на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения операционной системы Microsoft и пакета офисных программ Microsoft Office (извещение N 0140300036322000130).
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе (в редакции от 05.12.2022 г. N 92) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 15) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1236 установлено, что запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не устанавливается в случае, если программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 3 порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 Порядка).
На заседании Комиссии установлено, что в извещении, запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии Постановлением N 1236, не установлен, в связи с чем Заказчиком в ЕИС размещено Обоснование.
При этом Обоснование размещено в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 Порядка.
Кроме того, на заседании Комиссии представитель Заявителя, пояснил, что не имеет возражений относительно размещенного обоснования.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают Заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Представитель Заказчика пояснили, что указали товарный знак, поскольку в своей работе используют OC Windows и Microsoft Office. Заказчику необходимо обеспечения взаимодействия закупаемого товара с уже используемым.
Комиссия отмечает, что по результатам проведенного запроса котировок на участие в закупке подано 6 заявок. Данные обстоятельства указывают на отсутствие ограничения количества участников закупки.
Оценив фактические обстоятельства дела в совокупности с представленными пояснениями и документами, Комиссия Кировского УФАС России не усматривает нарушений со стороны Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения операционной системы Microsoft и пакета офисных программ Microsoft Office.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
По результатам проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика - администрация ЗАТО Первомайский при проведении запроса котировок на оказание услуг по предоставлению неисключительных прав на использование лицензионного программного обеспечения операционной системы Microsoft и пакета офисных программ Microsoft Office (извещение N 0140300036322000130) не установлено.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 22 августа 2023 г. N 043/10/99-855/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023