Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Солонина К.В. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Рашидханова К.Л. - старшего государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
в присутствии представителей:
от Заказчика - Осипова Е.А., Казанов Н.А.;
от Уполномоченного учреждения - Баженова О.В.;
от Заявителя - Чухутов А.А.,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-МЕДКОМПЛЕКТ" (ИНН 7735148060) (далее - Заявитель, Общество) на положения извещения - утвержденного Государственным бюджетным учреждением здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" (ИНН 6501068674) (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка комбинированной системы позитронно-эмиссионной и рентгеновской компьютерной томографии" (извещение N 0361200015023003964),
УСТАНОВИЛА:
14.08.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно, Заказчиком не применено соответствующее объекту закупки КТРУ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 г. N 145 (далее - ПП N 145), а так же описание объекта закупки соответствует единственнодному производителю.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы уведомлением N КС/2659/23 от 14.08.2023 назначено на 17.08.2023 в 11 часов 00 минут. Объявлен перерыв до 18.08.2023 на 14 часов 15 минут.
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
В ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе указано, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
П. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе определено, что Заказчики обязаны использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
10 августа 2023 года в извещение об осуществлении закупки внесены изменения на основании Предписания УФАС по Сахалинской области, по делу 065/06/106-520/2023 от 04.08.2023
Начальная (максимальная) цена: 153 000 000 рублей.
Дата окончания подачи заявок 16 августа 2023 года.
До даты окончания срока подачи заявок подана 1 (одна) заявка с идентификационным номером: 114538961
В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана только одна заявка на участие в нем, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе определение поставщика было признано несостоявшимся.
18.08.2023 года членами комиссии по осуществлению закупок была рассмотрена заявка, поданная на участие в закупке, а также информация и документы, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, и принято решение о соответствии участника и поданной им заявки требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона и Закону о контрактной системе.
По результатам подведения итогов определения контракт заключается с участником закупки идентификационный N 114538961.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком при осуществлении закупки товара "Система рентгеновская ангиографическая стационарная, цифровая" Заказчик использовал код ОКПД2 26.60.11.111 "Томографы компьютерные".
При этом в КТРУ имеются позиции, соответствующие предмету поставки - "Система позитронно-эмиссионной томографии, совмещенная с системой рентгеновской компьютерной томографии" - позиции с 26.60.11.111-00000009 по 26.60.11.111-00000017. Срок обязательного применения данных позиций - с 01.01.2023 и в дельнейшем бессрочно.
Данные позиции имеют обязательное описание товара, необходимое для формирования технического задания закупки.
В силу того, что объектом закупки является поставка медицинского оборудования - "Комбинированная система позитронно-эмиссионной и рентгеновской компьютерной томографии", для которого предусмотрена позиция каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применение позиций КТРУ 26.60.11.111-00000009 по 26.60.11.111-00000017 обязательно.
Однако, Заказчик в нарушение п. 4 Правил использования КТРУ, имеющиеся в Каталоге позиции не использовал, указал при описании закупки код ОКПД2, а само описание произвел с использованием характеристик, не предусмотренных Каталогом.
Из пояснений Заказчика следует, что предложенная позиция КТРУ 26.60.11.111-00000014 "Система позитронно-эмиссионной томографии, совмещенная с системой рентгеновской компьютерной томографии" не соответствует потребности Заказчика.
Потребностью Заказчика является единый комплекс, который позволяет оказывать качественную медицинскую помощь, в настоящее время не доступную на территории Сахалинской области, при этом, применение какого-либо кода КТРУ непозволит обеспечить закупку именно системы ПЭТ КТ.
Так, для обеспечения качественной диагностики онкологических заболеваний, значимым является совокупность таких показателей как "аксиальное поле зрения не менее 15,7 мм, чувствительность детектеров не менее 6,5 имп/сек/кБК, предельная нагрузка на стол пациента кг > 220" и время-пролетная реконструкция или эквивалентная технология увеличения соотношения сигнал-шум Да".
Данный показатель является принципиально важным для оказания медицинской помощи пациентам, поскольку аксиальное поле зрения определяет длину участка тела, который может быть визуализирован за одно положение ложа пациента, в связи с чем, чем больше аксиальное поле зрения, тем больше площадь визуализации.
Минимальное значение характеристики Предельная нагрузка на стол пациента определена как больше или равно 195 кг. При этом потребностью заказчика является минимальный показатель данной характеристики 226 кг. Большая нагрузка обеспечивает возможность приема широкого круга пациентов разного телосложения и с различными патологиями, а также обеспечивается возможность размещения на столе дополнительного оборудования вместе с пациентом.
Согласно приведенной позиции КТРУ характеристика медицинского оборудования Чувствительность детектеров, имп/сек/кБК больше или равно 3,5 является недостаточной, в условиях современной диагностики онкологических заболеваний. Более высокий показатель данной характеристики, в частности установленный в описании объекта закупки позволит радиологам визуализировать патологии меньших размеров при меньших дозах излучения.
Кроме того, скорость сбора ПЭТ данных зависит от размеров аксиального поля зрения и чувствительности детекторов.
Если аксиальное поле зрения составляет 10,3 см а чувствительность системы 3.5 имп/сек/кБК, то при протяженности зоны сканирования 100-110 см (от глазниц до середины бедра) с перекрытием потребуется выполнить сбор ПЭТ данных более чем в 10 положениях стола, по 4 мин на сканирование в одном положении при введении стандартной активности. Таким образом, сбор ПЭТ данных займет- более 40 мин, а все исследование (с выполнением КТ и укладкой пациента) до 50 - 60 мин. Кроме того, что за это время распадается РФП, пациентам сложно, а некоторым невозможно, лежать без движения 40 - 50 мин., что может привести к артефактам из-за движений на ПЭТ изображениях. При такой длительности сканирования при необходимости невозможно будет снизить вводимую пациенту активность (лучевую нагрузку) за счет увеличения времени сканирования, так как оно и так очень большое.
Из изложенного следует, что если заказчик применит в данной закупке вышеприведенную позицию КТРУ, это представит возможность поставить систему с аксиальным полем зрения 10.3 см., чувствительностью детекторов 3.5 имп/сек/кБК. Данные параметры значительно увеличивают время проведения исследований (до 50 - 60 мин), что негативно сказывается на лечебно-диагностическом процессе медицинского учреждения, в частности влияет на пропускную способность, меньшее количество пациентов возможно обследовать на привозимой ограниченной активности радиофармпрепарата, сложности для пациентов при выполнении исследований.
Таким образом, в целях достижения оптимальной скорости и качества ПЭТ КТ исследований заказчиком было принято решение об описании объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку соответствующие позиции закупаемого товара отсутствуют в КТРУ.
Следует также обратить внимание, что данным КТРУ установлен запрет на указание дополнительных характеристик закупаемого товара, при этом, рассматриваемая позиция КТРУ не содержит требований относительно дополнительного оборудования, без которого невозможно функционирование ПЭТ КТ, в частности:
- Сетевой распределитель в комплекте с рубильником общего включения и аварийными выключателями
- Система охлаждения сканера;
- Просвинцованное стекло;
- Источник бесперебойного питания для ПЭТ-подсистемы;
- Источник бесперебойного питания для КТ- подсистемы;
- Источник бесперебойного питания для рабочих станций, 2 шт, кВА;
- Автоматический инжектор контрастного вещества;
- Фантом для калибровки КТ-подсистемы;
- Защитный контейнер для фантомов для калибровки ПЭТ-подсистемы.
Совокупность приведенных выше обстоятельств указывает на то, что оборудование поставляемое в рамках рассматриваемого описания объекта закупки является единым комплексом, который позволяет оказывать качественную медицинскую помощь в настоящее время не доступную на территории Сахалинской области. Пациенты с онкологическими заболеваниями регулярно направляются на ПЭТ КТ в Санкт-Петербург, что негативно сказывается на их самочувствии, своевременном получении медицинской помощи.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что требования к закупаемому товару установлены Заказчиком исходя из необходимости закупки товара, удовлетворяющего потребностям Заказчика. Даны пояснения, согласно которым закупаемая Заказчиком система, потребительские и функциональные свойства которой удовлетворяют потребностям Заказчика, отсутствует в КТРУ, в связи с чем Заказчиком было принято решение установить требования к закупаемому оборудованию в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе.
Из изложенного следует, что при формировании требований к закупаемому ПЭТ КТ Заказчик обязан в силу Приказа Минздрава России от 19.02.2021 N 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях" и Приказа Минздрава России от 09.06.2020 N 560н "Об утверждении Правил проведения рентгенологических исследований" установить требование о наличии автоматизированного рабочего места с устройством записи на оптические диски, станции радиологической системы архивации и передачи изображений, инжектор для введения рентгеноконтрастного вещества.
При этом, позиции КТРУ от 26.60.11.111-00000009 до 26.60.11.111 -00000017 не содержат в своем описании требований о наличии в системе ПЭТ КТ вышеуказанного оборудования, следовательно, применение рассматриваемых КТРУ приведет к тому, что поставленное медицинское оборудование не сможет использоваться по назначению, в соответствии с профилем медицинской организации.
Общество 16.07.2023 обжаловало в ФАС России решение УФАС по Сахалинской области от 11.07.2023 по делу N065/06/106-487/2023 в той части, в которой Управление признало необоснованным довод Общества "о неприменении КТРУ" ввиду того, что (а) требования к закупаемому товару установлены Заказчиком исходя из необходимости закупки товара, удовлетворяющего потребностям Заказчика, (б) закупаемая Заказчиком система, потребительские и функциональные свойства которой удовлетворяют потребностям Заказчика, отсутствует в КТРУ, в связи с чем Заказчик вправе установить требования к закупаемому оборудованию в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно письму от 08.08.2023 N ПИ/63419/23, ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции КТРУ, за исключением осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Согласно описанию объекта закупки в рамках исполнения государственного контракта к поставке требуется система позитронно-эмиссионной и рентгеновской компьютерной томографии, которая содержит код ОКПД 2 26.60.11.111, включенный в перечень радиоэлектронной продукции, утвержденный Постановлением N 878.
ФАС России отмечает, что КТРУ содержит позицию "Система позитронно-эмиссионной томографии, совмещенная с системой рентгеновской компьютерной томографии", в отношении которой установлены характеристики.
Таким образом, при наличии товара в КТРУ заказчики при формировании описания объекта закупки извещения об осуществлении закупки обязаны применить позицию, содержащуюся в КТРУ.
По смыслу указанного пункта его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Сахалинского УФАС приходит к выводу, что при описании объекта закупки учреждение, установив дополнительные характеристики товара в противоречие с положениями подпункта "а" пункта 5 Правил N 145, не применив соответствующее КТРУ, допустило нарушение ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. В связи с чем решено выдать обязательное для исполнения предписание.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТ-МЕДКОМПЛЕКТ" (ИНН 7735148060) на положения извещения - утвержденное Государственным бюджетным учреждением здравоохранения ''Сахалинский областной онкологический диспансер'' (ИНН 6501068674) при проведении электронного аукциона по объекту: "Поставка комбинированной системы позитронно-эмиссионной и рентгеновской компьютерной томографии" (извещение N 0361200015023003964) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика - Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" нарушившим ч. 6 ст. 23, п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе,
3. Заказчику - Государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Сахалинский областной онкологический диспансер" и Уполномоченному учреждению (комиссии по осуществлению закупок) - Государственному казенному учреждению "Центр государственных закупок Сахалинской области" выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
К.В. Солонин |
Члены комиссии: |
|
Ил Дя Ким |
|
|
К.Л. Рашидханов |
Исп.Рашидханов К.Л.
тел.8 (4242) 55-70-24
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 августа 2023 г. N 065/06/106-556/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023