Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупка;
Членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти;
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - КГБУЗ "АКМИАЦ": Воловик М.С.;
от ООО "Фтизисбиомед": Еналеева Д.М., Просвирин И.А., Классен В.И., Мясников М.А.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - КГБУЗ "АКМИАЦ" о включении сведений об ООО "ФБМ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000323011701 "Оказание услуг по предоставлению простой (неисключительной) лицензии и внедрению программного обеспечения системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) с применением технологий искусственного интеллекта по описанию и интерпретации рентгенологических исследований (флюорограмм/рентгенограмм органов грудной клетки)", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
17 августа 2023 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - КГБУЗ "АКМИАЦ" (далее- Заказчик) о включении сведений об ООО "ФБМ" в реестр недобросовестных поставщиков по факту уклонения от заключения контракта по итогам закупки N 0817200000323011701 "Оказание услуг по предоставлению простой (неисключительной) лицензии и внедрению программного обеспечения системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) с применением технологий искусственного интеллекта по описанию и интерпретации рентгенологических исследований (флюорограмм/рентгенограмм органов грудной клетки)".
22 августа 2023 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель Заказчика пояснила, что победителем электронного аукциона- ООО "ФБМ" до заключения Контракта было представлено обеспечение исполнения контракта, несоответствующее условиям Контракта. На включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков не настаивала.
Представитель ООО "ФБМ" пояснила, что намерений уклониться от заключения контракта не имелось, просила не включать сведения в реестр недобросовестных поставщиков, заявило ходатайство о предоставлении возможности заключить государственный контракт с Заказчиком, выдать соответствующее предписание.
Рассмотрев представленные документы, и обращение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам:
20 июля 2023 года в единой информационной системе было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323011701 "Оказание услуг по предоставлению простой (неисключительной) лицензии и внедрению программного обеспечения системы поддержки принятия врачебных решений (СППВР) с применением технологий искусственного интеллекта по описанию и интерпретации рентгенологических исследований (флюорограмм/рентгенограмм органов грудной клетки)".
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 000 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 03.08.2023 г. заявка под N 114662298 с ценой контакта 980 000,00 была признана победителем.
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей (часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе).
07.08.2023 г. в ЕИС был размещен документ "Проект контракта" от 07.08.2023 года.
В соответствии с подпунктом 2 частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
11.08.2023 года в ЕИС размещен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 11.08.2023.
16.08.2023 года был размещен Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта, так как в качестве обеспечения контракта была предоставлена неверная банковская гарантия.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, Комиссия не находит оснований для включения ООО "ФБМ" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Из обстоятельств дела усматривается, что ООО "ФБМ" не намеревалось уклоняться от заключения Контракта.
Так, 07.08.2023 г. ООО "ФБМ" в адрес Заказчика была направлена на согласование банковская гарантия для обеспечения исполнения контракта.
07.08.2023 г. в ответ на обращение ООО "ФБМ" Заказчик сообщил, что сумма банковской гарантии должна быть 98 000,00 руб. Обеспечение должно быть увеличено в 1.5 раза, но не менее 10% от цены контракта (часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе).
09.08.2023 г. ООО "ФБМ" направил Заказчику на согласование скорректированную банковскую гарантию.
10.08.2023 года Заказчик согласовал направленную ранее банковскую гарантию.
В связи с чем, в этот же день ООО "ФБМ" оплатил комиссию за выпуск банковской гарантии, что подтверждается платежным поручением N 19 от 10.08.2023 г.
11.08.2023 года ООО "ФБМ" подписало проект контракта, однако, тендерный специалист не проявил должной осмотрительности и не перепроверил прилагаемую в качестве обеспечения исполнения контракта независимую гарантию, вследствие чего, ошибочно была прикреплена независимая гарантия N 2614225 от 24.07.2023, вместо новой независимой гарантии 1289361 от 14.08.2023 г.
14.08.2023 г. Заказчик обратился к ООО "ФБМ" сообщив, что была приложена неверная банковская гарантия.
14.08.2023 г. ООО "ФБМ" направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому сообщило, что в ходе подписания Контракта со стороны победителя произошел технический сбой и в качестве обеспечения Контракта на площадке была добавлена неверная форма Банковской гарантии, правильную форму банковской гарантии победитель к письму приложил, а также ввиду произошедшего технического сбоя предложил внести обеспечение контракта в размере 525 000,00 руб. на счет Заказчика.
15.08.2023 г. ООО "ФБМ" повторно направило адрес Заказчика письмо, которым просило обеспечением по Контракту считать банковскую гарантию N 1289361.
Таким образом, ООО "ФБМ" осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Комиссия полагает, что размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа).
С другой стороны реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно подпункту б) пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В связи изложенным, у Комиссии нет оснований для включения сведений об ООО "ФБМ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Заявленное ходатайство о предоставлении возможности заключить государственный контракт с Заказчиком не подложит удовлетворению, поскольку проект контракт направлен второму участнику для подписания, и в связи с отсутствием правовых оснований для выдачи предписания Заказчику.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Фтизисбиомед" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 августа 2023 г. N 022/10/104-974/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023