Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
членов Комиссии:
Кобякова В.А. - начальника отдела контроля органов власти;
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
с участием представителей:
от заявителя - ПАО "Мобильные ТелеСистемы" Алексеева Евгения Олеговича путем видеоконференции,
от заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" Скачкова Дмитрия Павловича путем видеоконференции,
от уполномоченного учреждения - КГКУ "Центр государственных закупок Алтайского края" Олюниной Екатерины Викторовны путем видеоконференции,
рассмотрев жалобу ПАО "Мобильные ТелеСистемы" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0817200000323012824 "Оказание услуг по подключению и доступу к сети передачи данных, информационным ресурсам сети Интернет и местной телефонной связи" согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю поступила жалоба ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (далее - заявитель) на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 0817200000323012824 "Оказание услуг по подключению и доступу к сети передачи данных, информационным ресурсам сети Интернет и местной телефонной связи".
Заявитель указывает, что заказчиком необоснованно осуществлено укрупнение лота посредством включения в него услуги местной телефонной связи и услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет, несвязанных технологически и функционально, что влечет за собой ограничение количества участников закупки, выражающееся в невозможности принять участие в закупке тех участников, которые специализируются только на одном из предметов закупки. Также заявителем указано, что заказчиком установлен срок начала оказания услуг связи, ограничивающий количество участников закупки, без учета времени прокладки канала связи и переноса ресурса телефонной нумерации. Оказывать услуги с даты подписания контракта может только участник, у которого выделен ресурс необходимой нумерации и проложен канал связи на объекте заказчика. Передача нумерации возможна только с согласия оператора связи, которому такая нумерация выделена. Срок передачи ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи составляет 40 дней со дня регистрации в системе электронного документооборота (СЭД) последнего из поступивших заявлений. В связи с чем, для оказания услуг связи с даты заключения контракта необходимо, чтобы участнику закупки, уже были выделены необходимые абонентские номера.
Представитель уполномоченного учреждения, представитель заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснили, что все услуги технологически и функционально связаны между собой, т.к. они предоставляются с использованием сети Интернет, в том числе и услуги местной телефонной связи, поскольку в техническом задании по показателю "Способ подключения" указано значение "В рамках оказания услуг "Виртуальная АТС". Передача ресурса нумерации от одного оператора связи другому оператору связи не является предметом договора. Сроки оказания услуг заказчик указал в соответствии со своей потребностью.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
10.08.2023 г. уполномоченным учреждением на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0817200000323012824 "Оказание услуг по подключению и доступу к сети передачи данных, информационным ресурсам сети Интернет и местной телефонной связи", в т.ч. описание объекта закупки, техническое задание и пр.
Согласно техническому заданию, описанию объекта закупки заказчиком закупаются следующие услуги:
- услуги по доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет;
- услуги телекоммуникационные беспроводные в информационно-коммуникационной сети Интернет;
- услуги по предоставлению канала доступа к виртуальным частным cетям (VPN);
- услуги местной телефонной связи;
- услуги по передаче данных для целей передачи голосовой информации (IP-телефония).
В пункте 7 и 8 технического задания для услуги местной телефонной связи указано, что услуга оказывается в рамках оказания услуг "Виртуальная АТС", подключение должно быть организовано по существующим у заказчика каналам связи и с использованием имеющегося у заказчика оборудования, услуги должны быть предоставлены не менее, чем на 10 прямых абонентских линиях с присвоением уже существующих у заказчика многоканальных телефонных номеров, 10 соединительных линий. Исполнитель должен обеспечить запись и хранение информации телефонных разговоров в течение 12 месяцев.
Таким образом, услуга "Виртуальная АТС" предоставляется именно в рамках услуги местной связи, а не в рамках услуги доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Для оказания услуги местной телефонной связи с услугой "Виртуальная АТС" требуется доступ в интернет. Имеющийся у заказчика доступ в интернет может быть использован оператором связи для оказания услуги "Виртуальная АТС", независимо от того, кто предоставляет услугу доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет.
Из технического задания не следует обратное. Заказчиком и уполномоченным учреждением также не представлены доказательства того, что услуга "Виртуальная АТС" может быть оказана исключительно тем лицом, которое предоставляет услугу доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет.
В связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что услуги местной телефонной связи и услуги доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет не являются функционально и технически связанными услугами и могут закупаться отдельно. При этом объединение в один лот данных услуг ведет к ограничению круга участников закупки, в том числе в связи со следующим.
В соответствии п. 1 ст. 26 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" ( далее - Закон о связи) регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Правительством Российской Федерации определяется порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является Российская Федерация, в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Согласно п. 7 Правил распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2004 г. N 350 (далее - Правила) выделение ресурса нумерации для сетей электросвязи осуществляется Федеральным агентством связи по заявлению заявителя - оператора связи, обладающего лицензией на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия на оказание услуг в области связи), владельца сети связи специального назначения.
Подпунктом "б" пункта 19 Правил, установлено, что оператор связи, получивший ресурс нумерации, обязан не допускать использование выделенного ему ресурса нумерации в целях оказания услуг телефонной связи другими операторами связи.
Согласно п. 15 Правил использование ресурса нумерации, не выделенного в установленном порядке, не допускается.
Согласно ч. 7 ст. 26 Закона о связи оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи, владельцу сети связи специального назначения только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Таким образом, возможность использования ресурса нумерации, выделенного определенному оператору связи, иным оператором связи поставлена в зависимость от воли первого и необходимости получения согласия федерального органа исполнительной власти в области связи.
Согласно ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", закупка может осуществляться заказчиком у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги общедоступной электросвязи являются сферой деятельности субъектов естественных монополий.
Таким образом, объединение в один лот услуг местной телефонной связи и услуг доступа к информационно-коммуникационной сети Интернет сужает круг участников закупки до одного участника - субъекта естественной монополии в сфере местной телефонной связи, которому принадлежат сети связи, либо иному лицу при наличии у него с субъектом естественной монополии договорных отношений.
Во избежание ограничения круга участников закупки заказчик вправе заключить контракт на оказание услуг местной телефонной связи с единственным поставщиком на основании п. 1 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение требований ч. 2 ст. 8 , п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя об установлении заказчиком срока начала оказания услуг, ограничивающего круг участников закупки является обоснованным по вышеизложенным основаниям.
Руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. признать жалобу ПАО "Мобильные ТелеСистемы" обоснованной;
2. признать действия заказчика при проведении электронного аукциона, выразившиеся в нарушении ч. 2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, неправомерными;
3. выдать уполномоченному учреждению, заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________ |
В.А. Кобяков |
|
_____________________________ |
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 22 августа 2023 г. N 022/06/33-979/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023