Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройторг" (далее - ООО "Стройторг", общество, заявитель) на действия Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Поставка шин пневматических для легковых автомобилей (Реестровый номер 51.0976.23)" (извещение N 0152300011923000976) (далее - запрос котировок) для нужд бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и публичного акционерного общества Социальный коммерческий банк Приморья "Примсоцбанк" (далее - ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк", банк), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - Алешкиной Марины Валерьевны (доверенность N 4 от 10.08.2022), Барабановой Анастасии Николаевны (доверенность N 2 от 17.05.2023);
заказчика - Рудик Юлии Анатольевны (доверенность N 76 от 29.05.2023), Чепурнова Дмитрия Викторовича (доверенность N 113 от 18.08.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 7478-ЭП/23 от 14.08.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов закупки следует, что 02.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152300011923000976 с начальной (максимальной) ценой контракта 1 534 362,16 руб.
11.08.2023 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому на участие в закупке подано две заявки. Заявка одного участника закупки были отклонена. В связи с тем, что только одна заявка на участие в электронном запросе котировок признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, на основании пункта 2 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе электронный запрос котировок признан несостоявшимся. Контракт решено заключит с участником закупки с идентификационным номером заявки 114750611.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
Доводы заявителя сводятся к тому, что заявка общества была неправомерно отклонена комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа. По мнению заявителя, в силу положений Гражданского кодекса Российской Федерации указание номера телефона и адреса электронной почты бенефициара в независимой гарантии не является обязательным. В жалобе также указано, что в извещении об осуществлении закупки такие номер телефона и адрес электронной почты не были указаны.
Уполномоченным органом представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 7632-ЭП/23 от 18.08.20233), согласно которым заявка участника была отклонена, так как в независимой гарантии, представленной в обеспечение заявки на участие в закупке не были указаны номер телефона и адрес электронной почты заказчика (бенефициара), что, по мнению уполномоченного органа, свидетельствует о несоответствии независимой гарантии типовой форме.
Омским УФАС России также были истребованы (исх. N АЛ/4901/23 от 15.08.2023) объяснения у ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" по факту выдачи независимой гарантии без указания номера телефона и адреса электронной почты бенефициара. Банком представлены (вх. N 7551/23 от 16.08.2023) объяснения о том, что независимая гарантия указанную информацию содержит. Кроме того, по мнению банка, типовая форма носит для гаранта рекомендательный характер.
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе Заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей данного закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей такого закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены, в том числе Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Дополнительные требования, Типовая форма).
В силу Дополнительных требований независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке).
Согласно Типовой форме независимая гарантия наряду с иной информацией должна содержать телефон бенефициара.
Из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2023 следует, что заявка участника закупки с идентификационным номером 114753763 была отклонена по следующему основанию: "Отклонена на основании пункта 7 части 12 статьи 48, пункта 2 части 6 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частью 8.2. статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ и пунктом 5 раздела II "Условия независимой гарантии" электронного документа "Приложение к извещению о закупке" извещения о проведении запроса котировок в электронной форме: представленная участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке независимая гарантия N Г7-0160-23-1196 от 03.08.2023 не соответствует типовой форме независимой гарантии, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Данная независимая гарантия не содержит информацию о номере телефона, а так же адресе электронной почты бенефициара (указанный в независимой гарантии номер телефона и адрес электронной почты принадлежит уполномоченному органу - организатору торгов)".
Материалами дела установлено, что участником закупки ООО "Стройторг" в обеспечение заявки представлена независимая гарантия от 03.08.2023 N Г7-0160-23-1196, выданная ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк".
При этом в независимой гарантии в реквизитах о месте нахождения, телефоне, адресе электронной почты бенефициара действительно не были указаны номер телефона и адрес электронной почты бенефициара, что не соответствует Типовой форме.
При этом в независимой гарантии в реквизитах об адресе электронной почты и номере телефона бенефициара были указаны сведения: "zakaz@admomsk.ru, 7-3812-787879".
Указанные адрес электронной почты и номер телефона, как установлено Комиссий, являются контактной информацией уполномоченного органа.
Довод заявителя о том, что указание спорной информации в независимой гарантии является необязательным, Комиссия полагает несостоятельным в силу вышеприведенных положений нормативных правовых актов.
Учитывая изложенное, действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, принявшей решение об отклонении заявки ООО "Стройторг", не противоречат требованиям Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
4.1. С учетом вышеизложенного Комиссия констатирует, что независимая гарантия, выданная банком, не соответствует Типовой форме, что свидетельствует о нарушении ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия считает необходимым отметить, что выдача независимых гарантий осуществляется банками в соответствии с вышеприведенными положениями нормативных правовых актов, при этом частью 2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что банки являются субъектами контроля, следовательно, при выдаче соответствующей независимой гарантии банк в целях соблюдения возложенных обязанностей должен осуществлять проверку представленных принципалом сведений на соответствие информации, размещенной на официальном сайте ЕИС.
Из материалов запроса котировок представляется возможным сделать вывод о том, кто является заказчиком по данной закупке. Официальный сайт ЕИС содержит раздел "Организации", в котором наличествуют сведения о заказчике (бенефициаре), в том числе номер контрактного телефона и адрес электронной почты.
Указанные выводы соответствуют судебной практике по делам N А46-8173/2023, N А40-4628/2023, а также практике ФАС России (см. решения от 15.12.2022 по делу N 28/06/105-4025/2022, от 24.04.2023 по делу N 28/06/105-134/2023).
4.2. Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Статьей 7 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (в случае ее привлечения заказчиком) (пункт 1 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Комиссией установлено, что извещение об осуществлении закупки не содержало сведений о месте нахождения, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, об ответственном должностном лице заказчика.
Таким образом, в действиях уполномоченного органа установлено нарушение пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройторг" на действия Департамент контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме запроса котировок в электронной форме "Поставка шин пневматических для легковых автомобилей (Реестровый номер 51.0976.23)" (извещение N 0152300011923000976) для нужд бюджетного учреждения города Омска "Управление дорожного хозяйства и благоустройства".
2. Признать в действиях ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" нарушение части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска нарушение пункта 1 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Департаменту контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок, ПАО СКБ Приморья "Примсоцбанк", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии |
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
|
Е.С. Курленко |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 21 августа 2023 г. N 055/06/106-918/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023