Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2023 года
Инспекцией Рязанского УФАС России в составе: <_> - заместителя руководителя Управления - руководителя инспекции, членов Инспекции: <_> - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, <_> - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, действующей на основании приказа Рязанского УФАС России от N106/23 от 11.08.2023, в присутствии представителей Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление делами Правительства Рязанской области" <_> (доверенность N19 от 14.08.2023), <_> (доверенность N18 от 14.08.2023), <_> (доверенность N7 от 21.06.2023) на основании требования прокуратуры Рязанской области N7-29-2023 от 10.08.2023 (вх. N4470-ЭП/23 от 11.08.2023), руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), рассмотрены материалы проведенной внеплановой камеральной проверки действий Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление делами Правительства Рязанской области" на соответствие требованиям Закона о ФКС при проведении электронного аукциона на поставку легковых автомобилей (извещение N0859200001123009513 от 01.08.2023).
Проверка проводилась с 11 августа 2023 года по 18 августа 2023 года, приказом N107/23 от 16.08.2023 срок проведения проверки продлен до 18.08.2023.
Проверкой установлено:
Государственным казенным учреждением Рязанской области "Управление делами Правительства Рязанской области" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку легковых автомобилей (далее - электронный аукцион).
01 августа 2023 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 45 500 000,00 руб.
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
В силу п. 2 ч. 3 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки размещается при проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 01.08.2023, дата и время окончания подачи заявок 09.08.2023 08:00, таким образом, сроки размещения извещения о проведении электронного аукциона в единой информационной системе соответствуют требованиям ч. 2 ч. 3 ст. 42 Закона о ФКС.
Частью 3 статьи 14 Закона о ФКС предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о ФКС Правительством Российской Федерации принято Постановление N 616.
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением N 616.
В соответствии с п. 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государств.
В силу пп. а) п. 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 настоящего постановления запреты не применяются в следующих случаях: отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается: в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки являются легковые автомобили, соответствующие коду ОКПД2 29.10.23.000 "Средства транспортные с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), новые" и коду ОКПД2 29.10.22.000 "Средства транспортные с двигателем с искровым зажиганием, с рабочим объемом цилиндров более 1500 см3, новые", которые включены в Перечень.
Извещением об осуществлении закупки установлено следующее: "Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства": Обоснование невозможности соблюдения запрета, ограничения допуска: Наличие разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации".
Инспекцией установлено, что Заказчиком с целью осуществления закупки промышленного товара, происходящего из иностранного государства, направлены заявки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минопромторг России) от 06.06.2023 N 616А/34563/2023 (далее - Заявка N 1) и от 15.06.2023 N 616А/34867/2023 (далее - Заявка N 2) на выдачу разрешений. Такие разрешения были даны (от 03.07.2023 N69319/20 и от 19.07.2023 N75910/20).
Срок действия указанных разрешений составляет 18 месяцев со дня выдачи.
Таким образом, на момент проведения электронного аукциона на поставку легковых автомобилей разрешения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара своей правовой силы не утратили.
Из представленных разрешений следует, что Департамент рекомендует при размещении информации о проведении процедур по закупке товара в порядке, установленном Законом о ФКС, указывать технические характеристики товара, идентичные техническим характеристикам, содержащимся в Заявлении (заявке, поданной посредством ГИСП).
Инспекцией Рязанского УФАС России установлено, что технические характеристики товара, содержащимся в Заявлении, идентичны характеристикам, содержащимся в разделе "Описания объекта закупки".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о ФКС порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктами 5 - 6 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Инспекцией установлено, что в отношении закупаемого товара Заказчиком использованы позиции каталога товаров, работ и услуг, в частности, 29.10.20.000-00000008 "Автомобиль легковой", 29.10.20.000-00000013 "Автомобиль легковой" и в разделе "Описание объекта закупки" указаны характеристики, которые является обязательными для применения, а также предусмотрены требования, которые данными позициями КТРУ не установлены с приведением соответствующего обоснования.
В указанной части нарушений Закона о ФКС со стороны Заказчика не усматривается.
При проведении проверки исследовался вопрос о соответствии описания объекта закупки принципу, изложенному в ст. 8 Закона о ФКС.
Согласно проекту контракта победителем электронного аукциона ООО "КАРМЕН" к поставке предложены следующие марки легковых автомобилей:
- по п. 1 "Описания объекта закупки" - Volkswagen Multivan;
- по п. 2 "Описания объекта закупки" - Toyota Camry.
Согласно письменным пояснениям Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление делами Правительства Рязанской области" под технические характеристики, указанные в п. 1 "Описания объекта закупки", кроме Volkswagen подходят автомобили не менее 2-х производителей Hyundai и Мерседес, под технические характеристики, указанные в п. 2 "Описания объекта закупки", кроме Toyota - Hongqi, KIA.
Рязанским УФАС России, в свою очередь, в ходе проведения проверки направлены запросы официальным дилерам указанных выше легковых автомобилей для разъяснения вопроса о соответствии/несоответствии технических характеристик "Описания объекта закупки" приведенным Заказчикам маркам автомобилей.
По пункту 1 "Описания объекта закупки" получена следующая информация:
15.08.2023 Mercedes-Benz МБ Рязань в ответ на запрос от 14.08.2023 NИС/3029 сообщил, что "в линейке МиниВэн техническому заданию по классу и техническим характеристикам соответствует Mercedes-Benz V- Класс II V250D".
17.08.2023 АО "МБ РУС" в ответ на запрос от 16.08.2023 NИС/3063 информировало, что техническим характеристикам, установленным в пункте 1 "Описания объекта закупки", соответствует Mercedes-Benz V 250 D 4MATIC.
15.08.2023 дилерский центр Hyundai АГАТ на Московском в ответ на запрос от 15.08.2023 NИС/3044/23 сообщил, что ввозимые дистрибьютером на территорию Российской Федерации автомобили марки Hyundai не соответствуют требованиям спецификации, указанным в пункте 1.
Таким образом, пункту 1 "Описания объекта закупки" соответствуют легковые автомобили марок Volkswagen и Mercedes-Benz.
По пункту 2 "Описания объекта закупки" в материалах проверки представлено следующее.
15.08.2023 АО "МБ-Беляево" в ответ на запрос от 14.08.2023 NИС/3028/23 сообщило, что из модельного ряда Hongqi "максимально близко подходят две модели".
15.08.2023 ДЦ Автоимпорт-Киа в ответ на запрос от 14.08.2023 информирует, что автомобили марки KIA не соответствуют "Описанию объекта закупки".
17.08.2023 ООО "МБ Рязань" направило информацию о том, что автотранспортные средства марки автомобиля Hyundai Sonata по своим техническим характеристикам соответствуют п. 2 "Описания объекта закупки".
Таким образом, пункту 2 "Описания объекта закупки" соответствуют легковые автомобили, кроме марки Toyota, автомобили производителей под торговыми марками Hongqi и Hyundai.
Инспекция также проводила анализ сайтов в сети Интернет, на которых приведены технические характеристики анализируемых автомобилей. Указанные выводы не противоречат информации, размещенной на сайтах.
Дополнительно Инспекция сообщает, что она критически относится к информации, поступившей и ООО "Компании "Автоимпорт", ибо данное общество (по сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц) аффилировано с победителем аукциона - ООО "КАРМЕН", в связи с чем Инспекция не может руководствоваться данной информацией для анализа соответствия действий заказчика требованиям ст. 8 Закона о ФКС.
Таким образом, Инспекция Рязанского УФАС России приходит к выводу, что извещение об осуществлении закупки не противоречит положениям Закона о ФКС, поскольку техническим характеристика п. 1 "Описания объекта закупки" соответствуют легковые автомобили марок Volkswagen и Mercedes-Benz, пункту 2 "Описания объекта закупки" - кроме марки Toyota, соответствуют автомобили производителей под торговыми марками Hongqi и Hyundai.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Инспекция Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок,
р е ш и л а:
В действиях Заказчика (Государственного казенного учреждения Рязанской области "Управление делами Правительства Рязанской области") при проведении электронного аукциона электронного аукциона на поставку легковых автомобилей (извещение N0859200001123009513 от 01.08.2023) нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель инспекции
Участники инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 18 августа 2023 г. N 062/06/99-564/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023