Резолютивная часть решения оглашена 18 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 18 августа 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - <_>, представителей по доверенности,
заявителя - ИП <_> - <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителей от:
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ИП <_> (далее - Заявитель) на действия заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 11.08.2023 поступила жалоба ИП <_> на положение извещения запроса котировок в электронной форме на поставку персонального компьютера для оснащения объекта "Реконструкция стадиона Волга города Чебоксары, ул. Коллективная, д.3, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3" (изв. N0815500000523007695) (далее - запрос котировок).
В своей жалобе заявитель указал о наличии следующих нарушений:
- Заказчиком неправомерно не применено положения постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при описании объекта закупки;
- Заказчиком неправомерно установлены дополнительные требования к поставщику о создании электронного технического паспорта и его размещение сети интернет.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представитель заказчика считает действия Заказчика законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
04.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее -ЕИС) размещено извещение N 0815500000523007695 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку персонального компьютера для оснащения объекта "Реконструкция стадиона Волга города Чебоксары, ул. Коллективная, д.3, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3", с начальной (максимальной) ценой контракта 895 000,00 руб.
Одновременно на официальном сайте размещено извещение о проведении запроса котировок с описанием объекта закупки.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам, позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) формируются в соответствии с пунктом 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ. Пункт 4 Правил использования КТРУ указывает, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию КТРУ в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС в сфере закупок КТРУ.
При этом в пункте 7 Правил установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению объектом закупки является поставка персонального компьютера для оснащения объекта "Реконструкция стадиона Волга города Чебоксары, ул. Коллективная, д.3, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3" (с установленным кодом ОКПД 2 26.20.15.150 - "Автоматизированное рабочее место"), в состав которого входит: монитор, подключаемый к компьютеру; клавиатура; мышь компьютерная; системный блок; источник бесперебойного питания.
В Приложении N1 к Извещению установлены требования к персональному компьютеру, который согласно ОКПД 2 определен как автоматизированное рабочее место.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил следующее.
"В описании объекта закупки (техническом задании) перечислены характеристики, в соответствии с правилами применения КТРУ, каждого составляющего АРМ, которые не являются самостоятельным предметом закупки и указаны в описании объекта закупки в качестве его составляющих, в связи с чем, коды КТРУ на них не указаны.
При проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг (п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)). Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары - периферийное оборудование, без которого использование компьютерной техники невозможно, такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Средства на закупку оборудования для объекта "Реконструкция стадиона Волга города Чебоксары, ул. Коллективная, д.3, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3" выделены на основании Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 23.12.2020 N 777-09-2021- 018, заключенного между МИНИСТЕРСТВОМ СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ и КАБИНЕТОМ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Заказчик является получателем бюджетных средств.
Закупка технологического оборудования для указанного объекта осуществляется согласно проекту. Перечень оборудования с указанием конкретных наименований утвержден Министерством физической культуры и спорта Чувашской Республики и доведен Заказчику для осуществления дальнейших закупок.
Так же указанный перечень доведен до Управления федерального казначейства по Чувашской Республике и Казначейства Минфина Чувашии для санкционирования расходов получателя бюджетных средств.
Исходя из вышеизложенного следует, что при принятии Бюджетных и денежных обязательств наименование закупаемого оборудования должно полностью соответствовать утвержденному перечню."
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 г. N Д28и- 1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Исходя из положений Правил, если описание закупки (содержащее характеристики) не сформировано и не включено в позицию каталога, заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги). Предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
При этом под отсутствием товара в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд следует понимать не только отсутствие соответствующего наименования товара, но и отсутствие в каталоге товара с необходимыми для Заказчика характеристиками.
Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в письме Минфина России от 24.01.2022 N 24-03-08/4090 "О направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в КТРУ отсутствует наименование позиции "Автоматизированное рабочее место", в связи с чем осуществлено описание объекта закупки в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе и потребностью Заказчика.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
Заказчик вправе включать в техническое задание требования, отражающие специфику применения персонального компьютера для оснащения объекта "Реконструкция стадиона Волга города Чебоксары, ул. Коллективная, д.3, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3" с учетом конкретных своих потребностей и особенностей.
Аналогичная позиция содержится в Решении ФАС России от 12.12.2022 по делу N 28/06/105-3752/2022.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Относительно довода Заявителя о том, что в рассматриваемом запросе котировок неправомерно установлены дополнительные требования к поставщику о создании электронного технического паспорта и его размещение сети интернет, Комиссия Чувашского УФАС России следующее.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В приложении N 3 к Извещению в разделе "Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества, гарантийному обслуживанию товара" содержит следующее требование:
"На каждую единицу поставляемого оборудования должен быть создан электронный технический паспорт, размещен на официальном сайте производителя в сети Интернет, с возможностью доступа к нему сотрудникам Заказчика, с указанием в нём следующей информации:
a. Артикул оборудования;
b. Технические характеристики;
c. Дата производства;
d. Условия гарантийного обслуживания;
e. Уникальный идентификационный номер.
Каждый электронный технический паспорт должен представлять собой персональный электронный файл единицы оборудования. На сайте производителя поставляемого оборудования Заказчику должна быть открыта возможность поиска информации по поставляемому оборудованию по уникальному идентификационному номеру электронного паспорта. Каждая единица поставляемого оборудования должна иметь этикетку с уникальным QR-кодом, содержащим в себе информацию из электронного технического паспорта. Для сохранения и возможности идентификации (инвентаризации) каждой единицы поставляемого оборудования информация о производителе, модели и серийном номере должна храниться в энергонезависимой памяти материнской платы. Информация в электронном техническом паспорте, на этикетке с QR-кодом и в энергонезависимой памяти материнской платы должна совпадать".
Данное требование не является требованием к производителю товара или участнику закупки (в том числе требование к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требование к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара.
Комиссия Чувашского УФАС России по данному доводу делает вывод, что данное требование не устанавливает требование к наличию у производителя производственных мощностей, технологического оборудования и других ресурсов.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Вместе с тем представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов жалобы.
По окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме N0815500000523007695 подано 2 заявки.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ИП <_> необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП <_> на положения извещения заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики запроса котировок в электронной форме на поставку персонального компьютера для оснащения объекта "Реконструкция стадиона Волга города Чебоксары, ул. Коллективная, д.3, 428000, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. Коллективная, д. 3" (изв. N0815500000523007695) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 21 августа 2023 г. N 021/06/33-678/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023