Резолютивная часть решения оглашена 21 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 24 августа 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказов Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии от
заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - <_>, представителя по доверенности,
победителя закупки - общества с ограниченной ответственностью "ТехноГрупп" - <_>, представителя по доверенности,
рассмотрев обращение, представленное Казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "ТехноГрупп" (далее - ООО "ТехноГрупп", Подрядчик, Общество), находящегося по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 52, корп. 2, офис N 106 (ИНН 2128701814, ОГРН 1052128032010).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии 14.08.2023 поступило обращение Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики о включении в Реестр сведений об ООО "ТехноГрупп", в связи с односторонним отказом от исполнения контракта.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 Закона о контрактной системе).
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по государственным или муниципальным контрактам, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере закупок со сторо
ны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Законом о контрактной системе предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации факта ненадлежащего исполнения контракта и соблюдения, предусмотренных Законом о контрактной системе, процедуры и сроков для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ПП N 1078) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 3 части II Правил ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой.
В силу пункта 13 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления. Рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки. Заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля.
Заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта). Участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта.
Изучив представленные документы и осуществив на основании пункта 5 части 5 статьи 99 Закона о контактной системе внеплановую проверку, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
11.11.2022 г. на основании результатов протокола заседания Оперативного штаба по повышению эффективности использования бюджетных средств на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (протокол N 37 от 03.11.2022 г.) между казенным учреждением Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "ТехноГрупп" был заключен государственный контракт N255 на выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "Большекатрасьская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Большие Катраси, ул. Молодежная, д. 1-А.
Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту МБОУ "Большекатрасьская СОШ" Чебоксарского района Чувашской Республики по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, д. Большие Катраси, ул. Молодежная, д. 1-А (далее - объект), в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Графиком выполнения работ, который является приложением N 3 к Контракту и его неотъемлемой частью (п.3.1.1 Контракта).
Срок выполнения работ по Контракту: с даты заключения контракта по 30 ноября 2022 (п. 1.4 Контракта).
Однако, по состоянию на 31.07.2023, работы Подрядчиком сданы частично и с существенным отставанием лишь по 1 этапу. Этапы 2- 4 Заказчику не сданы, что является нарушением вышеприведенных условий Контракта.
По состоянию на 31.07.2023 ООО "ТехноГрупп" выполнены работы на объекте строительства частично, а именно по 1 этапу стоимостью 3 313 830 (три миллиона триста тринадцать тысяч восемьсот тридцать) руб., что является нарушением п. 3.1.1 контракта и п.2 ст.715 ГК РФ. Следовательно, Подрядчиком допущена просрочка по Контракту. Также Государственным заказчиком осуществлена выплата авансовых платежей в общей сумме 2 205 884 (два миллиона двести пять тысяч восемьсот восемьдесят четыре) руб.
Ввиду нарушения сроков выполнения работ по Контракту, Государственным заказчиком в адрес Подрядчика было направлено требование N 01-06/2515 от 19.06.2023, в котором начислена сумма пеней в общем размере 420 103, 34 руб. за период с 28.11.2022 по 27.12.2022, с 29.11.2022 по 16.06.2023, с 30.11.2022 по 16.06.2023, с 01.12.2022 по 16.06.2023.
Вместе с тем, из протокола заседания межведомственной комиссии N 3 от 26.06.2023 следует, что Подрядчиком работы по Контракту выполнялись некачественно, что выразилось в следующем:
- ограждения выполнены "на месте, в построечных условиях", ПСД предусмотрено использование готовых заводских изделий. Необходимо выполнить работы согласно Контракта. Резиновая прокладка, установленная между опорой ограждения и профлистом не обеспечивает герметичность кровли. Присутствуют участки, где глухари крепят пятку опоры ограждения к профнастилу без захвата обрешетки;
- снегозадержатели выполнены также "на месте, в построечных условиях" из крашеного листа. Крепление снегозадержаталей выполнено кровельными саморезами местами в профнастил без захвата обрешетки. Не предоставлена схема расположения снегозадерживающих элементов, выполненная изготовителем с учетом уклонов кровли (п.9.12 СП 17.13330.2017 Кровли);
- смонтированы трубы водоприемной системы имеют отклонения от вертикали до 50 мм. Узел крепления водосточных труб к фасаду здания не обеспечивает жесткости крепления. Отсутствуют листвоуловители в местах водоприемных воронок (п.9.9 СП 17.13330.2017 Кровли);
- карниз выполнен волнообразно - не по прямой. Желоба в местах соединения загерметизированы герметиком снаружи (не между листами желобов), что приведет к их рассыханию на солнце и воде. Необходимо нанести герметик между листами водоприемных желобов в местах их стыковки;
- имеются участки кровли с нахлестом 180-200 мм, что является нарушением п.6.4.4.2 СП 17.13-330.2017 Кровли, регламентирующим нахлест не менее 250 мм;
- крепления желобов выполнено к лобовой доске, не соосно со стропилами. Необходимо выполнить крепление кронштейнов к стропильной ноге (кобылке);
- конек кровли размером 180*180 толщ 0.4-0.45 мм, уплотнитель установлен - ПСУЛ, не повторяющий контур профлиста, с зазором до 25 мм, что не обеспечивает герметичность кровли. Имеется участок кровли, на котором стыковка (внахлест) профнастила выполнена с перекосом, т.е. волны соседних профлистов лежат не параллельно друг другу (не волна в волну);
- имеются протечки кровли в местах установки слуховых окон; - не предоставлена технологическая карта устройства кровли.
Кроме того, в адрес Подрядчика направлено письмо N01-06/3114 от 20.07.2023, в котором Государственный заказчик сообщает о том, что замечания, указанные в вышеуказанном протоколе, им не устранены. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом заседания межведомственной комиссии по капитальному ремонту МБОУ "Большекатрасьская СОШ" N4 от 26.07.2023 г.
В силу п. 2 ст. 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В связи с чем, 31.07.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N255 от 11.11.2022 г.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7.1. Контракта).
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.9.6. Контракта).
Односторонний отказ от исполнения контракта возможен в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона о контрактной системе (п.9.7. Контракта).
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Кроме того, предусмотренные договором обязательства прекращаются с момента расторжения договора (п. 2 ст. 453 РФ).
Все вышеуказанное и послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Порядок изменения, расторжения контракта предусмотрен статьей 95 Закона о контрактной системе.
Статьей 95 Закона о контрактной системе предусмотрен специальный порядок изменения, расторжения государственного и муниципального контракта (ов).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 приведенной статьи Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем своих обязательств.
Комиссией установлено, что до вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком предусмотренные контрактом обязательства не исполнены.
Таким образом, у Заказчика отсутствовали правовые основания для отмены своего решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из пояснений ООО "ТехноГрупп" следует, что 31.07.2023 N 01-06/3263 Заказчик вынес незаконное решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 255 от 11.11.2023.
Пунктом 5.23. Контракта предусмотрено, что после завершения всех работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте завершения работ.
30.03.2023 Подрядчик выполнил все работы, предусмотренных контрактом и предоставил Заказчику соответствующее уведомление о завершении работ. На данном уведомлении Ответчик поставил оттиск печати и присвоил входящий номер (N01-07/1952 от 30.03.2023). Данное уведомление Заказчиком было принято, но проигнорировано, после чего Истцом неоднократно в адрес Ответчика направлялись письменные уведомления, в том числе на электронную почту, о завершении работ, предусмотренных контрактом. Ответчик вопреки данным уведомлениям, никаких действий по приему работ не осуществил и всячески уклоняется от возложенных обязательств.
Подрядчик выполнил все работы в полном объеме, а также устранил все недостатки, которые были указаны Заказчиком. Недобросовестные действия Заказчика, также выразились в формальном подходе, которые нашли свое подтверждение в том, что якобы Подрядчик предоставлял необходимую информацию в мелком шрифте. Данные действия Заказчика направлены на уклонение от приемки работ, чтобы оттянуть момент оплаты или вовсе его избежать.
Реестр, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры исполнения обязательств по контракту. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Ввиду этой меры в каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры публично-правовой ответственности в отношении определенного нарушителя исходя из значимого комплекса обстоятельств, а равно баланса частных и публичных прав (интересов). Основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Вместе с тем основанием для включения в Реестр является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем закупки и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
Отсутствие в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки, в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе входит в число единых требований к участникам закупки, устанавливаемых заказчиком при осуществлении закупки.
По смыслу названных норм права включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение (расторжение государственного контракта по решению суда в связи с существенным нарушением условий контракта), влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках).
То есть, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков является, фактически, мерой юридической ответственности.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном нарушении исполнителем условий договора.
Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий Реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исследовав представленные сторонами доказательства, учитывая фактические обстоятельства дела, Комиссия установила, что действия Подрядчика были направлены на фактическое исполнение контракта.
Реализация положений статьи 104 Закона о контрактной системе, требует комплексной оценки действиям (бездействию) заказчика и его контрагента ввиду критерия добросовестного стремления того и другого к надлежащему (скорому и качественному) исполнению условий Контракта.
Комиссия Чувашского УФАС России, изучив материалы дела в совокупности, а также пояснения участников процесса, пришла к следующему:
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
31.07.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением индивидуальным предпринимателем своих обязательств. Данное решение было направлено заказчиком в адрес подрядчика по почте и получено обществом 02.08.2023
Дата надлежащего уведомления - 02.08.2023 (дата поступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в адрес индивидуального предпринимателя по почте).
В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока (пункт 1 статьи 194 ГК РФ).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2018 N 301-КГ18-22035 разъяснено, что первым днем начала исчисления срока будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Контракт считается расторгнутым на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Материалам дела установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта принято и направлено подрядчику 31.07.2023. Данное решение получено подрядчиком по почте 02.08.2023, являющегося датой надлежащего уведомления общества.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно было вступить в силу и контракт должен быть расторгнут заказчиком - 15.08.2023 (с учетом того, что десятый день, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, был нерабочим).
Вместе с тем обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиком в связи с односторонним расторжением контракта поступило в адрес Антимонопольного органа 14.08.2023.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. Аналогичные выводы содержатся в Постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.07.2022 N Ф01-3473/2022 по делу N А43-39434/2021.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, в том числе, в случае, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил N 1078 выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе (подпункт "а" пункта 15 Правил N 1078).
Учитывая, что вопросы исполнения контракта регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации, то Комиссия антимонопольного органа, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Исполнителя на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
При этом установление нарушения процедуры расторжения контракта, регламентированной Законом N 44-ФЗ и Правилами N 1078, является самостоятельным основанием для принятия решения об отказе во включении сведений в Реестр и не предполагает оценки антимонопольным органом существенности допущенных исполнителем нарушений условий контракта.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь пунктом 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком Казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об обществе с ограниченной ответственностью "ТехноГрупп", находящегося по адресу: 428034, Чувашская Республика, г. Чебоксары, ул. К.Маркса, д. 52, корп. 2, офис N 106 (ИНН 2128701814, ОГРН 1052128032010), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Признать Казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики нарушившим требования части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.32 КоАП РФ.
<_>
Примечание: Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 24 августа 2023 г. N 021/10/104-372/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023