Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" г.Чебоксары - <_>, представителя по доверенности,
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью Проектный институт "ВОЛГААВТОДОРПРОЕКТ" (далее - ООО Проектный институт "ВОЛГААВТОДОРПРОЕКТ"), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения обращения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО Проектный институт "ВОЛГААВТОДОРПРОЕКТ" на действия заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" г.Чебоксары (далее- Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации на объект: "Капитальный ремонт Гаражного проезда (от Мясокомбинатского проезда до Эгерского бульвара)" (изв. N 0815500000523007690) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 16.08.2023 поступила жалоба ООО Проектный институт "ВОЛГААВТОДОРПРОЕКТ" на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации на объект: "Капитальный ремонт Гаражного проезда (от Мясокомбинатского проезда до Эгерского бульвара)" (изв. N 0815500000523007690) (далее - Открытый конкурс).
По мнению подателя жалобы, сформулированные заказчиком содержание показателя по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не соответствуют законодательству, как следствие, Заказчик выбрал не
правомерный способ закупки.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают действия Заказчика законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
04.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523007690 о проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации на объект: "Капитальный ремонт Гаражного проезда (от Мясокомбинатского проезда до Эгерского бульвара)", с начальной (максимальной) ценой контракта 4 676 600,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение об открытом конкурсе в электронной форме с описанием объекта закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно п. п. 3, 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки регламентированы статьей 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 16 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с пунктом 17 Положения, для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 указанного Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Комиссией проанализированы положения извещения и установлено следующее.
В Приложении N 5 к Извещению заказчиком предусмотрены такие критерии оценки как:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость критерия оценки, 60 процентов);
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия оценки, 35 процентов);
- квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия оценки, 5 процентов).
При этом критерий оценки качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки содержит три детализирующих показателя, а именно:
1. Описание последовательности и порядка проведения инженерно-геодезических изысканий;
2. Описание последовательности и порядка разработки проектной документации;
3. Описание последовательности и порядка прохождения государственной экспертизы.
В письменном пояснении Заказчик указал следующее:
"В разделе III, к показателю "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Заказчиком установлен детализирующий показатель "Качество выполнения работ".
Для оценки по детализирующему показателю "Качество выполнения работ" оценивается представленное участником закупки предложение о качестве выполнения работ в форме описания (пояснительной записки), которое раскрывает сведения о качестве выполняемых работ, в том числе технологию выполнения работ, процедуры, обеспечивающие выполнение работ с надлежащим качеством, подтверждение того, что работы соответствуют заявленным требованиям.
Для оценки каждого показателя установлена шкала оценки: представлено -100 баллов; не представлено - 0 баллов.
Закон о контрактной системе и Положение об оценке не определяют, какие именно свойства объекта закупки подлежат оценке. Соответственно, Заказчик может установить их самостоятельно.
При этом детализирующий показатель оценки "Качество выполнения работ" по своей сути раскрывает свойство объекта закупки и учитывает особенности оценки закупаемых работ. Как уже указывалось, детализирующий показатель - это и есть свойство объекта закупки.
В соответствии с п.22 Положения об оценке в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке, по шкале оценки. При этом Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое участником закупки конкретное свойство (свойства) объекта закупки. Ни Закон о контрактной системе, ни нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не регламентируют установление в извещении об осуществлении закупки необходимой информации, раскрывающей содержание нестоимостных критериев.
То есть, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по детализирующим показателям, а также значимость каждого детализирующего показателя, в соответствии с которым будет производиться оценка, принадлежит заказчику.".
При этом вопрос наличия или отсутствия нарушений при формировании порядка оценки решается в каждом конкретном случае, исходя из предоставленных на заседание Комиссии ФАС России доказательств.
Нестоимостной критерий оценки не является единственным и обязательным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителя конкурса - лица наиболее соответствующего потребностям заказчика (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.07.2019 N 308-ЭС19-11278).
Запросов на разъяснение положений закупки N 0815500000523007690 от участников не поступало. На участие в закупке было подано 4 заявки.
Принимая во внимание тот факт, что установленный порядок оценки не предопределяет итог Конкурса и не создает преимуществ конкретному лицу а также, с учетом того, что в Конкурсе может принять участие неограниченное количество участников, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не образует нарушение требований Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также то, что Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств подтверждающих, что вышеуказанные критерии оценки заявок на участие в Конкурсе ограничивающих количество участников закупки, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО Проектный институт "ВОЛГААВТОДОРПРОЕКТ" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Проектный институт "ВОЛГААВТОДОРПРОЕКТ" на действия заказчика Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства" г.Чебоксары при проведении открытого конкурса в электронной форме на разработку проектной документации на объект: "Капитальный ремонт Гаражного проезда (от Мясокомбинатского проезда до Эгерского бульвара)" (изв. N 0815500000523007690) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 августа 2023 г. N 021/06/32-689/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023