Резолютивная часть решения оглашена 23 августа 2023 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 августа 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - Казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики - представителей по доверенности,
уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" - представителя по доверенности,
в отсутствии представителя от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Волга", надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Волга" (далее - ООО "Строительная компания "Волга") на действия заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 17.08.2023 поступила жалоба ООО "Строительная компания "Волга" на положение извещения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии" (изв. N0815500000523007878) (далее - электронный аукцион).
В своей жалобе заявитель указал о наличии следующих нарушений:
- Заказчиком в полном объеме не размещена проектная документация согласно Постановлению Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- В Проекте Контракта Заказчиком не установлен конкретный срок действия контрак
та, что исключает возможность предоставления банковской гарантии, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе;
- Заказчиком необоснованно включены в один лот технологически не связанные товары и работы, что нарушает положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- В Приложении N 3 к Контракту "График выполнения строительно-монтажных работ Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии" установлены иные сроки нежели в Извещении об электронном аукционе N 0815500000523007878.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители заказчика и уполномоченного упреждения считают действия Заказчика законными и полностью соответствующими действующему законодательству.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
10.08.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее -ЕИС) размещено извещение N 0815500000523007878 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии", с начальной (максимальной) ценой контракта 265 619 074,14 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу части 13 статьи 48 ГрК РФ состав и требования к содержанию разделов проектной документации, представляемой на экспертизу проектной документации и в органы государственного строительного надзора, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) и дифференцируются применительно к различным видам объектов капитального строительства (в том числе к линейным объектам), а также в зависимости от назначения объектов капитального строительства, видов работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства), их содержания, источников финансирования работ и выделения отдельных этапов строительства, реконструкции в соответствии с требованиями статьи 48 ГрК РФ и с учетом особенностей, указанных в части 13 статьи 48 ГрК РФ.
Пунктом 4 Постановления N 87 установлено, что в целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации на объект капитального строительства, разрабатывается рабочая документация, состоящая из документов в текстовой форме, рабочих чертежей, спецификации оборудования и изделий.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в ЕИС не размещена в полном объеме проектная документация, а именно отсутствует файл "проект.part4.rar".
Вместе с тем, в связи с отсутствием указанного файла проектная документация не распаковывается и не открывается.
Представитель Заказчика пояснил, что файл не был размещен по техническим причинам.
Таким образом, Комиссия Чувашского УФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика нарушили требования пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком в полном объеме не размещена проектная документация Комиссией Чувашского УФАС России признан обоснованным.
Относительно довода о том, что в Проекте Контракта Заказчиком не установлен конкретный срок действия контракта, что исключает возможность предоставления банковской гарантии, соответствующей требованиям Закона о контрактной системе, Комиссия установила следующее.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Приложением N 4 к Извещению о закупке ("Проект контракта") Заказчиком установлено следующее:
"1.4. Срок выполнения работ по Контракту: с даты заключения Контракта по 30 ноября 2024 года.
Сроки выполнения отдельных этапов определяются в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту)."
Кроме того, пунктом 8.4 проекта государственного контракта установлено, что срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный государственным контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены независимой гарантией, не менее чем на один месяц.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что установленное, в проекте государственного контракта, положение о сроке действия государственного контракта позволяет участникам закупки предоставить действующую банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения государственного контракта, в связи с тем, что срок действия независимой гарантии должен определяться на основании даты окончания исполнения обязательств, которые обеспечиваются такой независимой гарантией.
Вместе с тем, представители Заявителя на заседание Комиссии не явились, в составе жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность довода не представлено, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком необоснованно включены в один лот технологически не связанные товары и работы, Комиссия признала необоснованным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с частью 63.1 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до 1 января 2025 года в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. В контракте должны быть указаны раздельно:
1) стоимость работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства;
2) стоимость поставки предусмотренного проектной документацией объекта капитального строительства оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации такого объекта капитального строительства.
Согласно извещению предметом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии"
Согласно Локальной смете ЛС-02-01-12 "Система охранного телевидения", в рамках исполнения контракта осуществляется поставка в том числе следующих товаров:
- Монитор ЖК UML 202-90, диагональ 20 дюймов, расширение 1600x1200 пикселов
- Коммутатор управляемый марки DES-3528
- Диск жесткий серверный типа HDD, объем памяти 2000 Гб, буферная память 64 Мб, внешняя скорость передачи данных 300 Мб/с
На заседании Комиссии представитель Закачика представил письменные пояснения, согласно которым проектная документация закупки N0815500000523007878 предусматривает как выполнение работ по строительству, так и поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта.
Комиссия Чувашского УФАС России, изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, установила, что действия Заказчика в части формирования предмета закупки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что Заявителем в составе жалобы не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что в Приложении N 3 к Контракту "График выполнения строительно-монтажных работ Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии" установлены иные сроки нежели в Извещении об электронном аукционе, Комиссия Чувашского УФАС России признала необоснованным на основании следующего.
Согласно п. 8) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
8) срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
П.5) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
5) проект контракта.
В извещении заказчиком указан следующий срок исполнения контракта -
с даты заключения контракта - 06.02.2024
с даты заключения контракта - 31.12.2024
В ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе указано, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В Приложении N 3 к Контракту "График выполнения строительно-монтажных работ Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии" указаны сроки завершения строительно-монтажных работ:
Порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
Сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ |
|
1 |
2 |
3 |
|
|
|
начало |
окончание |
1 |
выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии" (1 этап) |
с даты заключения контракта |
31.12.2023 |
2 |
выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии" (2 этап) |
с даты заключения контракта |
30.11.2024 |
В Приложении N 4 к Извещению о закупке (проект контракта) установлено:
5.11. Заказчик в срок не более 15 (Пятнадцати) рабочих дней, с момента представления Подрядчиком документов, указанных в пункте 5.5 Контракта, осуществляет проверку выполненных работ, подписывает акты о приемке выполненных работ в единой информационной системе в сфере закупок или направляет Подрядчику мотивированный отказ.
Датой поступления Подрядчику акта о приемке выполненных работ, мотивированного отказа от подписания акта о приемке выполненных работ считается дата размещения акта о приемке выполненных работ, мотивированного отказа от подписания акта о приемке выполненных работ в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен Подрядчик.
5.12. Расчеты за выполненные этапы работ Заказчик осуществляет за вычетом авансового платежа за этап в пределах цены настоящего Контракта и утвержденного лимита бюджетных обязательств на текущий финансовый год, на основании сметы Контракта (Приложение N 2 к Контракту) и графика оплаты выполненных работ по Контракту (Приложение N 4 к Контракту) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту) и фактически выполненных Подрядчиком работ, не позднее 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ путем перечисления денежных средств на лицевой счет Подрядчика, указанный в п. 13.2.1 Контракте по мере поступления финансовых средств из соответствующего бюджета.
Представитель Заказчика пояснил, что в извещении по осуществлению закупки указаны даты окончания исполнения этапов контракта, включающие в себя срок исполнения работ, срок приемки и оплаты.
Согласно Письму Министерства финансов Российской Федерации от 12.05.2022 года N" 24-06-06/43240 указываемый в извещении по осуществлению закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчика поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
Запросов на разъяснения положений извещения по закупке от участников не поступало.
Таким образом, положения извещения соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия признает жалобу ООО "Строительная компания "Волга" обоснованной в части довода о не размещения проектной документации в полном объеме.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Строительная компания "Волга" на положения извещения электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Футбольный манеж при БУ "СШ по футболу" Минспорта Чувашии" (изв. N0815500000523007878) обоснованной в части не размещения проектной документации в полном объеме;
2. Признать в действиях заказчика - Казенного учреждения Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики нарушение требований пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику - Казенное учреждение Чувашской Республики "Республиканская служба единого заказчика" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики предписание об устранении выявленных нарушений;
4. Передать материалы дела должностному лицу Чувашского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 25 августа 2023 г. N 021/10/33-691/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023