рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Компания "Литораль" (далее - ООО "Компания "Литораль", заявитель) и материалы дела N027/06/106-1299/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Компания "Литораль" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" имени профессора О.В. Владимирцева Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (извещение N0322200016923000604 от 09.08.2023).
В жалобе заявитель указывает на нарушение заказчиком законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, а именно: описание объекта закупки сформировано под одного производителя продукции и ограничивает конкуренцию.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу, в соответствии с которым считают жалобу необоснованной в полном объеме.
В процессе рассмотрения представленных документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0322200016923000604 о проведении электронного запроса котировок размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 09.08.2023.
Предмет закупки: поставка изделий медицинского назначения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 092 933,31 рублей.
Дата начала подачи заявок - 09.08.2023.
Дата окончания срока подачи заявок - 16.08.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 18.08.2023.
Рассмотрев материалы дела N027/06/106-1299/2023, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Характеристики товара установлены в разделе III. Техническая часть "Сведения об объекте закупки".
Объектом закупки по позиции N1 Технической части является: Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования [Код позиции КТРУ: 32.50.13.110-00005033]. Товар приобретается к аспирационному насосу для удаления тромбов "Penumbra" (производитель "Penumbra, Inc.", США, 2021 г.в., регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/12358), имеющегося и используемого Заказчиком.
Объектом закупки по позиции N2 Технической части является: Реперфузионный катетер. Товар приобретается к аспирационному насосу для удаления тромбов "Penumbra" (производитель "Penumbra, Inc.", США, 2021 г.в., регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/12358), имеющегося и используемого Заказчиком.
Как следует из приложения к извещению об осуществлении закупки "Техническая часть" товар приобретается к аспирационному насосу для удаления тромбов "Penumbra" (производитель "Penumbra, Inc.", США, 2021 г.в., регистрационное удостоверение ФСЗ 2012/12358), имеющегося и используемого Заказчиком.
При этом в извещении, иных приложенных документов не следует, что приобретаются исключительно оригинальные запасные части.
Заказчик, с учетом положений содержащихся в статье 33 Закона о контрактной системе, вправе включить в документацию об аукционе такие товары и требования к товару, их технические и функциональные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
По общему правилу указание Заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Заказчиком в закупке N0322200016923000604 установлены требования к товару, основанные на имеющихся потребностях и исходя из специфики осуществляемого лечебного процесса и клинической значимости данных характеристик, а также имеющегося у него в эксплуатации оборудования.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
При этом подпункт "в" пункта 1 части 33 Закона о контрактной системе прямо допускает использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно Инструкции по применению системы Penumbra, ее должны использовать только врачи, прошедшие соответствующую подготовку в области интервенционных нейроэндоваскулярных методов и лечения острого ишемического инсульта. Данная манипуляция по тромбэкстракции является высокотехнологичной и может быть выполнена только в специальной операционной, оборудованной ангиографической установкой, и проводить ее могут только высококвалифицированные специалисты. Нарушение процесса тромбэкстракции, равно как и нарушение инструкции по использованию системы для извлечения тромбов, замены не предусмотренных инструкцией компонентов, может повлечь необратимые последствия для жизни и здоровья пациента.
Согласно письму производителя Аспирационный насос для удаления тромбов Penumbra предназначен для создания вакуума только для системы Penumbra, а использование системы Penumbra запрещено с другими насосами, кроме Аспирационного насоса для удаления тромбов Penumbra.
В состав системы Penumbra входят:
· Реперфузионный катетер Penumbra
· Сепаратор Penumbra
· 3D сепаратор Penumbra
· Аспирационный насос Penumbra
· Трубка для соединения насоса/канистры Penumbra
· Аспирационная трубка Penumbra.
Согласно Инструкции по применению системы Penumbra не допускается использовать систему Penumbra с другим насосом, кроме аспирационного насоса Penumbra. Таким образом, утверждение Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе не соответствует фактическим обстоятельствам.
Жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Компания "Литораль" на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N2" имени профессора О.В. Владимирцева Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку изделий медицинского назначения (извещение N0322200016923000604 от 09.08.2023) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии:
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 августа 2023 г. N 7-1/241
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023