Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии -начальника отдела контроля закупок - Парфирьевой С.Н.;
членов Комиссии:
- заместителя начальника отдела контроля закупок Шендрик Е.В.,
- ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок Некрасовой Е.А.,
в отсутствие представителей:
- заказчика - УМВД РФ по Камчатскому краю (далее - Заказчик);
- исполнителя - общества с ограниченной ответственностью "ГРИНПЛЭНЕТ" (далее - Подрядчик, ООО "ГРИНПЛЭНЕТ"), уведомленных о времени и месте рассмотрения обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта посредством единой информационной системы (далее - ЕИС).
Осуществив рассмотрения обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта на выполнение работ по капитальному кровли УМВД России по Камчатскому краю (извещение 0138100003723000002; ИКЗ 231410112315841010100100210014391243) (далее - Закупка) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
20.01.2023 Заказчик в ЕИС разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0138100003723000002 (далее - Извещение) на выполнение работ по капитальному кровли УМВД России по Камчатскому краю.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 168 413,50 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 31.01.2023 аукционная комиссия Заказчика приняла решение признать победителем ЭА N 0138100003723000002 участника с идентификационным номером заявки - 3, заявка на участие в Закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену Контракта 1 620 000,00 рублей.
13.02.2023 Заказчик заключил Контракта с ООО "ГРИНПЛЭНЕТ" на выполнение работ по капитальному кровли УМВД России по Камчатскому краю по цене Контракта в размере 1 620 000,00 рублей.
18.08.2023 в Камчатское УФАС России поступило обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (далее - Обращение), в связи с неисполнением Исполнителем обязательств по Контракту, предусмотренные частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также обоснование причин одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Из решения Заказчика следует, что Подрядчиком нарушены существенные условия Контракта, а именно не выполнение обязательства по выполнению работ по капитальному ремонту кровли УМВД России по Камчатскому краю.
В этой связи Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
Согласно части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе определено, что Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона.
В соответствии со статьями 702, 703, 711 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок.
Между Заказчиком и Подрядчиком заключен Контракт N 25 от 13.02.2023 на выполнение работ по капитальному ремонту кровли УМВД России по Камчатскому краю. (далее - Стороны).
Разделом 1 Контракта определен его предмет.
Так, согласно пункту 1.1. Контракта, Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту кровли административного здания УМВД России по Камчатскому краю (далее - работы) в соответствии с техническим заданием (приложение N 1 к контракту), сметным расчетом (приложение N 3 к контракту) в установленный контрактом срок и сдать результат выполненных работ, а Заказчик принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 1.3. Контракта, место выполнения работ: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинградская 126.
Цена Контракта определена пунктом 2.1. Контракта, и составляет 1 620 000,00 руб. (Один миллион шестьсот двадцать тысяч рублей 00 копеек) НДС не облагается.
Заказчик обязан уменьшить (снизить) цену Контракта на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации Заказчиком.
Так, согласно пункту 3.1. Контракта, срок выполнения работ установлен с даты заключения контракта по 31.07.2023 включительно.
До настоящего времени Работы не поводились.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 450.1 ГК РФ право на одностороннее изменение условий договорного обязательства или на односторонний отказ от его исполнения может быть осуществлено управомоченной стороной путем соответствующего уведомления другой стороны. Договор изменяется или прекращается с момента, когда данное уведомление доставлено или считается доставленным по правилам статьи 165.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.
Пунктом 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частями 1 - 4 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон, в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ.
Из представленной переписки, Комиссией Камчатского УФАС России установлено, что Заказчиком в адрес Подрядчика 26.05.2023 направлена претензия, которая по настоящее время оставлена без ответа, равно как и претензия от 03.07.2023.
Перечисленные обстоятельства явились основанием для принятия Заказчиком решения от 03.08.2023 об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение).
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Заказчик во исполнение требований Закона о контрактной системе:
03.08.2023 Заказчик принял решение об одностороннем расторжении Контракта с Подрядчиком.
Во исполнение части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчиком 03.08.2023 Решение размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
Исполнителем в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления о принятом Решении не были устранены нарушения, послужившие основанием для принятия указанного Решения.
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть с 14.08.2023.
Таким образом, на момент рассмотрения документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым.
Представленные Заказчиком документы свидетельствуют о выполнении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Подрядчиком не представлено информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий Контракта, либо факта не надлежащего исполнения вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Комиссия, проанализировав документы, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему выводу.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре государственной и муниципальной закупки, и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае неисполнения контракта.
Подрядчиком не предприняты все необходимые и разумные меры с целью исполнения Контракта, в связи с чем, включение его в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит целью ограждения государственных (муниципальных) заказчиков от недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рассматриваемом случае недобросовестность Подрядчика выразилась в неисполнении своих обязательств по Контракту, возникающих из требований закона к надлежащему исполнению условий Контракта.
Комиссия, проверив действия Заказчика на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, принятия Подрядчиком мер для надлежащего исполнения условий Контракта, приходит к выводу, что сведения в отношении ООО "ГРИНПЛЭНЕТ" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Порядком ведения реестра, Комиссия Камчатского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним отказом УМВД РФ по Камчатскому краю от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий Контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровли УМВД России по Камчатскому краю (извещение 0138100003723000002; ИКЗ 231410112315841010100100210014391243):
- Общество с ограниченной ответственностью "ГРИНПЛЭНЕТ" (ИНН/КПП 6732152884/673201001);
- лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа Рящиков Евгений Александрович (ИНН 561902823535).
2. Датой включения в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении лица, указанного в пункте 1, считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Председатель Комиссии: С.Н. Парфирьева
Члены комиссии: Е.В. Шендрик
Е.А. Некрасова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 24 августа 2023 г. N 041/06/104-320/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023