Резолютивная часть решения оглашена "22" августа 2023 года.
В полном объеме решение изготовлено "25" августа 2023 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителя Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" (далее - Заказчик, ТОГКУ "Тамбовавтодор") - _.,
министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области - _.,
в отсутствие представителя ООО "ВнешИнвестСтрой" (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу ООО "ВнешИнвестСтрой" на действия Тамбовского областного государственного казенного учреждения "Тамбовавтодор" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0164200001923002691 на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по ремонту моста через реку Ирка на км 3+962 автомобильной дороги "Тамбов - Пенза" - Чуповка - Куровщина - "Тамбов-Пенза" - Бондари-Пичаево-Вернадовка и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Министерство имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 08.08.2023 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовало извещение N 0164200001923002691 о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по ремонту моста через реку Ирка на км 3+962 автомобильной дороги "Тамбов - Пенза" - Чуповка - Куровщина - "Тамбов-Пенза" - Бондари-Пичаево-Вернадовка (далее также Конкурс).
Заказчик - ТОГКУ "Тамбовавтодор".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 269 018,00 руб.
Дата и время окончания подачи заявок - 24.08.2023 в 07:00 часов.
Заявитель указывает, что установленный в извещении порядок оценки заявок на участие в закупке не соответствует Положению об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 21.08.2023. После объявленного перерыва продолжено 22.08.2023.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные и устные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 5 Правил при проведении конкурсов применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться ценовой критерий, при этом значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2, сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов.
На основании п. 2 Приложения N 2 к Правилам при закупке работы, услуги, за исключением работ, услуг, предусмотренных позициями 3-20 указанного приложения минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" составляет 60 процентов.
При этом, максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40 процентов.
Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе N0164200001923002691, а также критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке размещены Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок отдельным файлом.
Критериями оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе являются:
- цена контракта. Величина значимости критерия составляет 40%;
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки. Величина значимости критерия составляет 50%;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Величина значимости критерия составляет 10%.
Общая величина значимости нестоимостного критерия оценки составляет 60%.
Проанализировав положения извещения об осуществления закупки, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что величины значимости критериев оценки установлены Заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе и противоречат Постановлению Правительства от 31.12.2021 N 2604.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг по строительному контролю за выполнением работ по ремонту моста через реку Ирка на км 3+962 автомобильной дороги "Тамбов - Пенза" - Чуповка - Куровщина - "Тамбов-Пенза" - Бондари-Пичаево-Вернадовка.
Закупаемый Заказчиком вид услуг не указан в исключениях, предусмотренных позициями 3-20 Приложения N 2 к Правилам.
Однако, Заказчиком значимость критерия оценки и предельные величины значимости критериев оценки определены с учетом пункта 20 Приложения N 2 к Правилам "Услуги по проведению экспертизы", где минимальная значимость критерия оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" составляет 40 процентов, а максимальная сумма величин значимости критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 60 процентов.
Согласно части 1 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 53 ГрК РФ определено, что строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 года N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - Положение).
Исходя из пункта 2 Положения предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 3 Положения строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство;
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Согласно пункту 5 Положения строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
Понятие эксперта дано в части 15 статьи 3 Закона о контрактной системе. Эксперт, экспертная организация - обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В статье 41 Закона о контрактной системе установлены требования к экспертам, экспертным организациям, т.е. для проведения экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, должны привлекаться на основании контрактов эксперты, экспертные организации, соответствующие требованиям, установленным в ст. 41 Закона о контрактной системе. Результаты экспертизы, проводимой экспертом или экспертной организацией в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом или уполномоченным представителем экспертной организации.
Исходя из приведенных норм следует, что услуги строительного контроля и услуги по проведению экспертизы - это разные услуги.
Кроме того, состав работ, перечень документов и отчетности, предусмотренные Заказчиком в приложении N 1 к контракту "Техническое задание" невозможно отнести к услугам по проведению экспертизы.
Таким образом, Комиссия Тамбовского УФАС России считает, что приравнивание Заказчиком строительного контроля к услугам по проведению экспертизы, неправомерно, в связи с этим, значимость критерия оценки и предельных величин значимости критериев оценки Заказчику следовало установить на основании п. 2 Приложения N 2 к Правилам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ВнешИнвестСтрой" обоснованной.
2. Признать ТОГКУ "Тамбовавтодор" нарушившим п. 11 ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 25 августа 2023 г. N 068/06/48-594/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023