Резолютивная часть решения объявлена 18 августа 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 23 августа 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления., члены Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок., главный специалист - эксперт отдела контроля закупок., с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Формат" (далее также - ООО "Формат", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности.,
заказчик - государственное казенное учреждение Ярославской области "Ярославская областная дорожная служба" (далее также - ГКУ ЯО "Ярдорслужба", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности.,
- уполномоченный орган, департамент государственного заказ Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителя по доверенности.,
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - представителя не направил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Формат" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900) (извещение N 0171200001923002599) (далее - открытый конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Формат" на действия заказчика, ГКУ ЯО "Ярдорслужба", уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900) (извещение N 0171200001923002599).
В жалобе заявитель указывает на то, что (1) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося неотъемлемой частью извещения, содержит указание на формулы расчета по критерию оценки "Квалификация участника закупки" фактически отсутствующие в Федеральном законе от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также по данному критерию оценки определено минимальное значение показателя не в соответствии с нормами законодательства о контрактной системе; (2) комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа неправомерно произведена оценка заявки участника закупка АО "Ярдормост" по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"; (3) комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа неправомерно признана соответствующей заявка участника закупки АО "Ярдормост", поскольку последним не исполнены требованиям позиции 18 раздела III приложения постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, продублированные в извещении по рассматриваемой закупке.
На основании вышеизложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения относительно доводов, изложенных в жалобе, просят признать жалобу заявителя необоснованной.
Изучив мнения сторон и представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, ДГЗ ЯО, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru, ЕИС) 18.07.2023 размещено извещение N 0171200001923002599 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900).
Начальная (максимальная) цена контракта 290 617 599,60 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Исходя из пункта 11 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссия Ярославского УФАС России в отношении первого довода заявителя полагает отметить следующее.
Главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ регламентирован порядок рассмотрения жалоб от участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
В извещении N 0171200001923002599 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900) дата и время окончания срока подачи заявок определена следующим образом - 08.08.2023 07:00.
Довод на положения порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, являющегося неотъемлемой частью извещения, заявлен 13.08.2023 18:39.
Таким образом, поскольку довод жалобы ООО "Формат" заявлен после окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, соответственно, рассмотрение данного довода не проводится в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Комиссия Ярославского УФАС России в отношении второго довода заявителя отмечает следующее.
Согласно части 6 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Частью 1 статьи 32 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ определено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В данном случае заявитель оспаривает действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа в отношении результатов оценки заявок (заявки участника закупки АО "Ярдормост") на участие в конкурсе по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (комиссией по осуществлению закупок уполномоченного органа в качестве подтверждения квалификации участника закупки принят неисполненный контракт), соответственно, рассмотрение данного довода не проводится в соответствии с частью 6 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Комиссия Ярославского УФАС России в отношении третьего довода заявителя установила следующее.
Исходя из пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Исходя из части 3 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, установлен постановлением Правительством Российской Федерации, постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 определено, что положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" Раздела III. "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 установлено следующее.
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок Дополнительные требования к участникам закупки |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
18.
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Учитывая вышеизложенное, законодатель обязывает заказчика и уполномоченного органа в документации о закупке устанавливать к участникам закупки дополнительные требования к опыту выполнения работ, в случае:
1) выполнения работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги, в рассматриваемом случае объектом закупки является ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900);
2) если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей, в рассматриваемом случае закупка осуществляется для нужд субъектов Российской Федерации (ГКУЯО "Ярдорслужба") и начальная (максимальная) цена контракта составляет более 5 млн. рублей (290 617 599,60 рублей).
Следовательно, применительно к закупке с извещением N 0171200001923002599, заказчик и уполномоченный орган должны применять положения пункта 18 Раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Из содержания извещения N 0171200001923002541 следует, что заказчиком и уполномоченным органом к участникам закупки установлено дополнительное требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно наличие опыта выполнения работ, предусмотренных пунктом 18 Раздела III постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571.
Требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению, являющимися неотъемлемой частью извещения, установлено следующее.
Документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального законаN 44-ФЗ |
Исчерпывающий перечень документов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 указан в таблице.
Указанные документы не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ В СООТВЕТСТВИИ С ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29.12.2021 N2571**
18 |
Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги |
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения подрядчика. |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки": 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
**опытом исполнения договора, предусмотренным в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается с учетом положений настоящего пункта опыт исполнения участником закупки договора, предметом которого являются поставка одного или нескольких товаров, выполнение одной или нескольких работ, оказание одной или нескольких услуг, указанных в приложении в соответствующей позиции в графе "Дополнительные требования к участникам закупки";
опытом исполнения договора, предусмотренным в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается такой опыт участника закупки за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа). Предусмотренные в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ и являющийся последним актом, составленным при исполнении такого договора, акт приемки объекта капитального строительства, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия и разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должны быть подписаны не ранее чем за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
в графе "Дополнительные требования к участникам закупки" предусмотрено несколько видов опыта выполнения работ и соответствующим требованию о наличии опыта выполнения работ является участник закупки, обладающий хотя бы одним из таких видов опыта;
ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг по договору, предусмотренному в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается общая цена (сумма цен) товаров, работ, услуг, указанная в акте (актах) приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям". Если при исполнении такого договора составлено несколько актов приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, участниками закупки направляются в соответствии с требованиями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) все такие акты;
договором, предусмотренным пунктами 1 и 2, в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
предусмотренные в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" информация и документы направляются участниками закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных абзацами шестым и седьмым подпункта "г" пункта 3 Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации". При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур информация и документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
если предусмотренные в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра;
в случае наличия противоречий между информацией, содержащейся в единой информационной системе, и информацией, содержащейся в документах, направляемых участниками закупки и предусмотренных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", приоритет имеет информация, содержащаяся в единой информационной системе;
опытом исполнения договора, предусмотренным в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", также считается опыт исполнения контрактов, исполненных участником закупки по результатам проведения совместного конкурса или аукциона. При этом ценой поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг считается сумма цен товаров, работ, услуг, поставленных, выполненных, оказанных по таким контрактам;
к предусмотренному в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" акту приемки объекта капитального строительства относятся в том числе акт приемки законченного строительством объекта по типовым межотраслевым формам N КС-11, N КС-14 и акт приемки объекта капитального строительства по формам, предусмотренным сводом правил, содержащим порядок приемки в эксплуатацию законченных строительством и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Допускается направление в соответствии с Законом о контрактной системе таких актов без приложений. Ценой выполненных работ по договорам, предусмотренным в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", является указанная в актах, предусмотренных настоящим абзацем, стоимость принимаемых основных фондов, в том числе стоимость строительно-монтажных работ, стоимость оборудования, инструмента, инвентаря либо (если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ) указанная в акте (актах) выполненных работ цена выполненных работ;
допускается направление в соответствии с Законом о контрактной системе предусмотренных в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" договоров, актов приемки объекта капитального строительства без приложения к ним проектной документации (если проектная документация является к таким договорам, актам);
разделом 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации, указанным в приложении в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям", является раздел, предусмотренный пунктом 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, участнику закупки для подтверждения опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, и деловой репутации необходимо было направить оператору электронной площадки в соответствии с требованиями части 12 статьи 24.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информацию и документы, предусмотренные пунктом 3 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Исходя из части 12 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Как установлено на заседании Комиссии, в открытом конкурсе в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900) (извещение N 0171200001923002599) приняли участие 2 участника закупки: ООО "Формат" (идентификационный номер заявки 5) и АО "Ярдормост" (идентификационный номер заявки 19).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (извещение N 0171200001923002599) от 10.08.2023 NИЭОК1 победителем закупки признан участник закупки с идентификационным номером заявки 19 -АО "Ярдормост".
При изучении состава заявки, поданной на участие в данной закупке АО "Ярдормост", а также информации и электронных документов, направленных оператором электронной площадки, Комиссией Ярославского УФАС России установлено, что одновременно с заявкой участника закупки - АО "Ярдормост" (идентификационный номер заявки 19), оператором электронной площадки представлены следующие документы из реестра участников закупки в отношении данного участника закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а именно:
- реестровый номер государственного контракта N 997167 от 06.07.2018 (реестровая запись контракта в разделе "Контракты и договоры" подраздела "Реестр контрактов" единой информационной системы: 2762701322718000043);
- реестровые номера актов выполненных работ к государственному контракту, подтверждающие цену выполненных работ на сумму 3 324 009 440, 75 рублей.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, данный контракт имеет статус "Исполнение прекращено" в связи с принятием сторонами по контракту, одной из которых является АО "Ярдормост", соглашения N б/н от 15.09.2020 о расторжении государственного контракта N 997167 от 06.07.2018 по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них на 2018-2020 годы.
Исходя из содержания вышеуказанного соглашения о расторжении государственного контракта следует, что обязательства по данному контракту выполнены на сумму 3 324 009 440, 75 рублей; стороны взаимных претензий не имеют.
Комиссия Ярославского УФАС России обращает внимание, что статус контракта "Исполнение прекращено" не свидетельствует об отсутствии у участника закупки, подавшего такую заявку, требуемого опыта выполнения работ при наличии актов выполненных работ, подтверждающих цену выполненных работ, и расторжении контракта по соглашению сторон, то есть при обоюдном волеизъявлении сторон, сторонами в полном соответствии с условиями контракта исполнялись принятые обязательства: одна сторона (подрядчик, общество) выполняла работы по содержанию автомобильных дорог, другая сторона (заказчик) данные работы принимал.
Факт исполнения обязательств подтверждается документами, составленным в ходе исполнения контракта
АО "Ярдормост" в соответствии с требованиями извещения (согласно которым если предусмотренные в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра) представлены реестровые номера актов выполненных работ к государственному контракту N 997167 от 06.07.2018, подтверждающие цену выполненных работ на сумму 3 324 009 440, 75 рублей.
Таким образом, АО "Ярдормост" представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (указан реестровый номер исполненного государственного контракта, цена выполненных работ по которому составляет более 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, а также представлены реестровые номера актов выполненных работ, подтверждающих цену выполненных работ).
Учитывая вышеизложенные фактические обстоятельства, а также приведенную выше правовую позицию, Комиссия Ярославского УФАС России не усматривает в действиях комиссия по осуществлению закупок уполномоченного органа, при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900) (извещение N 0171200001923002599), нарушений норм действующего законодательства.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок,
решила:
признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Формат" (ИНН 7707828480, ОГРН 1147746267888) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на ремонт участка автомобильной дороги Новый Некоуз-Родионово-пос. Октябрь в Некоузском муниципальном районе Ярославской области 1 этап (км 37+500-км 45+900) (извещение N 0171200001923002599), необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 23 августа 2023 г. N 076/06/106-951/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023