Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу ООО "Вершина"
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от ООО "Вершина" на действия Заказчика - Администрация города Владивостока при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по подготовке концепции архитектурной подсветки зданий с установкой и подключением элементов искусственного освещения (извещение N 0120300012723000178) (далее - конкурс).
По мнению заявителя, Заказчик допустил нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как:
- с учетом необходимости выполнения объема мероприятий по согласованию, выдаче разрешений не представляется возможным выполнение работ в указанные сроки;
- заказчиком не установлено требование о лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
- заказчиком установлены противоречивые требования к участникам в извещении и проекте контракта.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные возражения.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
Из доводов жалобы следует, что в соответствии с Описанием объекта закупки, необходимо выполнить следующие мероприятия (в том числе в отношении объектов культурного наследия):
- Выдача задания на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия производится в срок до 30 рабочих дней с даты регистрации заявления.
- Согласование проектной документации для работ по сохранению объекта культурного наследия производится в срок до 45 рабочих дней с даты регистрации заявления.
- Выдача разрешения в государственном органе охраны производится в срок до 30 рабочих дней с даты регистрации заявления.
С учетом необходимости выполнения такого объема мероприятий по согласованию, выдаче разрешений, не представляется возможным выполнение работ по данной процедуре в указанные сроки.
Согласно части 1 статьи 48 Закона N44-ФЗ электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги;
- срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
В соответствии с Приложением N2 к проекту контракта, Заказчиком установлены требования к срокам оказания услуг:
N п/п |
N этапа |
Наименование |
Срок оказания |
1 |
|
Общий срок оказания услуг |
с даты заключения контракта до 30.11.2023 года |
1.1 |
1 |
Подготовка концепции архитектурной подсветки зданий в отношении объектов в п. 1.1 Технического задания |
10 дней с даты заключения контракта |
1.2 |
|
Согласование с Заказчиком применяемой концепции в отношении объектов в п. 1.1 |
15 дней с даты подготовки концепции, объектов |
1.3 |
2 |
Поставка элементов искусственного освещения |
30 дней с даты согласования с согласования Заказчиком концепции объектов |
1.4 |
|
Подключение элементов искусственного освещения |
до 30.11.2023 года |
В Таблице N1 Приложения N1 к проекту контракта Техническое задание на оказание услуг по подготовке концепции архитектурной подсветки зданий с установкой и подключением элементов искусственного освещения, Заказчиком приведен адресный перечень объектов для оказания услуг по подготовке эскиза архитектурной подсветки зданий с установкой и подключением элементов искусственного освещения, в который так же входят объекты культурного наследия.
При этом, Заявителем не представлено документально подтвержденных доводов, свидетельствующих о невозможности выполнения полного перечня необходимых мероприятий в отношении объектов в установленные сроки ввиду того, что срок выдачи задания, согласования проектной документации, выдачи разрешения в государственном органе охраны, указанный в жалобе, является предельным. Что в свою очередь не исключает возможность получения соответствующих документов/разрешений ранее.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В силу пункта 1 статьи 40 Закона N 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ. Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено, что лицензируемый вид деятельности составляют работы по перечню согласно приложению N 1 (далее - перечень).
В указанный перечень в том числе включены работы по ремонту объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и приспособление инженерных систем и оборудования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования и иные работы по приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации для современного использования, не затрагивающие элементы объекта культурного наследия, представляющие собой историко-культурную ценность (п. 14 Перечня).
Несмотря на факт вступления в силу пункта 14 Перечня с 1 сентября 2024 г., указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что работы, предусмотренные контрактом, должны согласовываться с требованиями, установленными Законом N 73-ФЗ.
Пунктом 13 Перечня предусмотрено, что в отношении работ по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации требуется соответствующая лицензия.
Комиссией Приморского УФАС России отмечено, что в описании объекта закупки указан способ подключения кабельно-проводниковыми элементов - через коммутационные коробки, и что установленная система оснащается шкафами автоматического управления наружным освещением АСУНО (далее - шкаф АСУНО).
Соответственно, в рамках контракта исполнителю необходимо смонтировать на зданиях источники света и кабельно-проводниковые элементы.
Работы по монтажу кабельной продукции и осветительных приборов напрямую влияют на облик и сохранность объекта культурного наследия.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 48 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Частью 6 статьи 45 Закона N73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
На основании изложенного, а также исходя п. 1 ст. 40 Закона N 73-ФЗ данные работы являются видом работ по сохранению объекта культурного наследия.
Следовательно, Комиссия Приморского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчик, не установив требование о наличии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, допустил нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N44-ФЗ.
Согласно пункта 5 части 2 статьи 42 Закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно также содержать проект контракта.
Пунктом 5.4.18. Проекта контракта определено, что установка и подключение элементов подсветки на объектах культурного наследия может быть осуществлена только лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
При этом, извещение указанного требования не содержит, кроме того, согласно пояснениям Заказчика данный пункт установлен в документации ошибочно.
Таким образом, отсутствие единых требований образует нарушение части 3 статьи 7 Закона N44-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссией Приморского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021) положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно извещения о проведении закупки Заказчиком установлено дополнительное требование в соответствии c пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021.
Между тем, Комиссией приморского УФАС России установлено, что техническим заданием предусмотрены работы по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с позицией 3 Приложения к постановлению Правительства РФ N 2571 от 29.12.2021 г. при осуществлении закупки работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов заказчик устанавливает дополнительные требования, касающиеся наличия у участника закупки соответствующего опыта
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 установлено, что позиции 1 - 5, 16, 22 и 41 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 500 тыс. рублей.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком требования п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, не установившего дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с п. 9 Приложения к ПП РФ N 2571.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вершина" на действия Заказчика - Администрация города Владивостока при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по подготовке концепции архитектурной подсветки зданий с установкой и подключением элементов искусственного освещения (извещение N 0120300012723000178) обоснованной в части нарушения части 3 статьи 7 Закона N44-ФЗ.
2. Признать, что Заказчик допустил нарушение части 3 статьи 7, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона N44-ФЗ.
3. Выдать заказчику и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения Закона N 44-ФЗ, допущенного при проведении конкурса.
4. Передать материалы дела ответственному должностному лицу для возбуждения административного производства.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 22 августа 2023 г. N 025/06/48-1132/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2023