В связи с поступлением обращения Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказов Иркутского УФАС России N038/201/23 от 25 июля 2023 года; N038/212/23 от 07 августа 2023 года;
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_>;
участники Инспекции: <_>; <_>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении в отношении заказчика Администрации Онгуренского муниципального образования -
администрации сельского поселения (ИНН: 3836003507) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при заключении договоров с единственным подрядчиком:
- договор от 28.02.2023 N9/ИИ-23 - выполнение работ по инженерно геодезическим изысканиям по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей;
- договор от 02.03.2023 N10/ИИ-23 - выполнение работ по инженерно геодезическим изысканиям по объекту: Капительный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей;
- договор от 06.03.2023 N11/ИИ-23 - выполнение работ по инженерно гидрометеорологическим изысканиям по объекту: Капительный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей;
- договор от 07.03.2023 N12/ПР-23 - выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей.
Место нахождения Администрация Онгуренского муниципального образования - Администрация сельского поселения (далее - Заказчик; Администрация) 666136, Иркутская область, Ольхонский район, село Онгурен, улица Пронькина,3.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- письменные пояснения Администрации Онгуренского муниципального образования - администрация сельского поселения от 27.07.2023 г.;
- договор от 28.02.2023 N9/ИИ-23 - выполнение работ по инженерно геодезическим изысканиям по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей;
- договор от 02.03.2023 N10/ИИ-23 - выполнение работ по инженерно геодезическим изысканиям по объекту: Капительный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей;
- договор от 06.03.2023 N11/ИИ-23 - выполнение работ по инженерно гидрометеорологическим изысканиям по объекту: Капительный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей;
- договор от 07.03.2023 N12/ПР-23 - выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, стоимостью 599 900 рублей.
Описательная часть
19 июля 2023 года в Иркутское УФАС России из Ольхонской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило обращение о возможном нарушении Федерального закона N44-ФЗ по факту принятия Администрацией Онгуренского муниципального образования - Администрация сельского поселения в 2023 году решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ, без проведения конкурентной процедуры.
К целям контрактной системы в силу статей 1, 6 и 8 Федерального закона N44-ФЗ отнесены повышение эффективности, результативность осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений, создание равных условий для участников.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 2 вышеуказанной статьи установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В силу положений части 1 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N44-ФЗ конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителя) являются: конкурсы; аукционы; запросы котировок в электронной форме.
Исходя из системного анализа положений статей 8 и 24 Федерального закона N44-ФЗ заказчик выбирает способ определения поставщика самостоятельно и в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона N 44-ФЗ, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное ограничение числа участников закупки.
Закупка у единственного поставщика не относится к конкурентным способам закупки, а, следовательно, применение такого метода закупок должно осуществляться исключительно в случаях, установленных законом. Такие случаи предусмотрены статьей 93 Федерального закона N44-ФЗ.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) возможно при осуществлении закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей.
Действительно, пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ не содержит каких-либо ограничений в количестве договоров, не превышающих шестисот тысяч рублей, в том числе по одному и тому же товару у одного и того же поставщика, которые могут быть заключены в течение какого-либо календарного периода времени (квартал, месяц, день).
Вместе с тем, по своему содержанию пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ предусматривает для заказчика возможность заключения закупок "малого объема" в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки и стоимости закупки или каких-либо спешных обстоятельств.
Искусственное "дробление" единой закупки на множество закупок до 600 000 рублей каждая, то есть исключительно в целях избежания публичных процедур, не соответствует целям и назначению установленным Федерального закона N44-ФЗ возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур, а также смыслу и принципам осуществления бюджетных закупок.
Согласно пункту 13 статьи 22 Федерального закона N44-ФЗ идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке. Определение идентичности товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи (пункт 17 статьи 22 Федерального закона N44-ФЗ).
В силу пункта 20 статьи 22 Федерального закона N44-ФЗ методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктами 3.5.1, 3.5.2 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N567 (далее - Методические рекомендации), идентичными признаются:
- товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). При определении идентичности товаров могут учитываться, в частности, страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться;
- работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки (качественные характеристики), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов, выполняемые (оказываемые) подрядчиками, исполнителями с сопоставимой квалификацией.
Также, в письме Минэкономразвития России от 29.03.2017 NД28и-1353 разъяснено, что осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ носит исключительный характер. Данная норма применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для удовлетворения нужд заказчика.
Из представленных материалов следует, что между Администрацией Онгуренского муниципального образования - Администрация сельского поселения и Обществом с ограниченной ответственностью "ПроектСтройТехнология" (далее - Общество) основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ заключены следующие контракты:
1. Договор от 28 февраля 2023 года N9/ИИ-23 - выполнение работ по инженерногеодезическим изысканиям по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области на сумму 599 900 рублей;
2. Договор от 02 марта 2023 года N10/ИИ-23 - выполнение работ по инженерногеодезическим изысканиям по объекту: Капительный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, на сумму 599 900 рублей;
3. Договор от 06 марта 2023 года N11/ИИ-23 - выполнение работ по инженерногидрометеорологическим изысканиям по объекту: Капительный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области на сумму 599 900 рублей;
4. Договор от 07 марта 2023 года N12/ПР-23 - выполнение работ по разработке проектной документации по объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области на сумму 599 900 рублей;
Таким образом, общая сумма заключенных Администрацией Онгуренского муниципального образования - Администрацией сельского поселения с Обществом с ограниченной ответственностью "ПроектСтройТехнология" контрактов (договоров) без проведения конкурентных процедур, за указанный выше период времени составила - 2 399 600 рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, проанализировав содержание заключенных между Администрацией и Обществом договоров, учитывая обстоятельства их заключения, Инспекция установила, что спорные договоры заключены по одному объекту: Капитальный ремонт автомобильной дороги по улице Батагаева в селе Онгурен Ольхонского района Иркутской области, сторонами по ним являются одни и те же лица, договоры заключены в короткий временной интервал.
Учитывая абсолютную идентичность предметов договоров, единый временной интервал заключения и исполнения договоров, договоры являются связанными между собой гражданско-правовыми договорами, фактически образующими единую сделку оформленную несколькими самостоятельными договорами для формального соблюдения указанного выше ограничения (600 000 рублей) предусмотренного Федеральным законом N44-ФЗ, с целью ухода от необходимости проведения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом N44-ФЗ.
Кроме того, учитывая, что доказательств, подтверждающих исключительность ситуации, при которых заключение договоров с единственным подрядчиком является единственно возможным и целесообразным способом, Администрацией не представлено, следовательно, препятствий для своевременного проведения конкурентных процедур у Администрации не имелось.
Следовательно, договоры заключались не по мере возникновения необходимости в проведении работ, а целенаправленно в целях ухода от проведения конкурентных процедур.
Таким образом, заказчиком осуществлено искусственное дробление объекта закупки в целях обхода требований Федерального закона N44-ФЗ, регламентирующих проведение конкурентных процедур и создания формальных условий, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ, для заключения договоров с единственным подрядчиком, когда фактически основания для этого отсутствовали.
При таких обстоятельствах в действиях заказчика установлено нарушение части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях заказчика - Администрации Онгуренского муниципального образования - администрации сельского поселения (ИНН: 3836003507) при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N44-ФЗ выявлены нарушения части 2 статьи 8, пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией принято решение предложить руководителю Иркутского УФАС России передать материалы настоящей проверки уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Руководитель инспекции |
|
<_> |
Участники инспекции |
|
<_> |
|
|
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 21 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.08.2023