На основании части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Иркутского УФАС России N 038/209/23 от 03.08.2023 г.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе: руководитель Инспекции: "_";
участники Инспекции: "_";"_";
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) отношении заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" (ИНН 3811029310) (далее-заказчик, ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): на техническое обслуживание электроосвещения манежа СК "Байкал-Арена" (договор от 06.12.2021 N 17/21-44К-12, цена договора - 599 366,00 рублей); на техническое обслуживание электроосвещения зала художественной гимнастики СК "Байкал-Арена" (договор от 06.12.2021 N 25/21-44К-12, цена договора - 579 345,00 рублей); на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 2 этажа учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры (договор от 22.11.2022 N 11/22-44К-11, цена договора - 461 590,64 рублей); на выполнение работ по капитальному ремонту помещения N 42 учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры (договор от 21.11.2022 N 12/22-44К-11, цена договора - 381 950,80 рублей).
Место нахождения Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" - 664050, Иркутская обл, Иркутск г, УЛ Байкальская, д. 267.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- обращение УФК по Иркутской области с приложением документов;
- письменные пояснения Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" с приложением подтверждающих документов;
- иные документы.
Описательная часть
14 июля 2023 года в Иркутское УФАС России поступило обращение УФК по Иркутской области о проведении внеплановой проверки.
На основании вышеназванного обращения Инспекцией Иркутского УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" (ИНН 3811029310) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): на техническое обслуживание электроосвещения манежа СК "Байкал-Арена" (договор от 06.12.2021 N 17/21-44К-12, цена договора - 599 366,00 рублей); на техническое обслуживание электроосвещения зала художественной гимнастики СК "Байкал-Арена" (договор от 06.12.2021 N 25/21-44К-12, цена договора - 579 345,00 рублей); на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 2 этажа учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры (договор от 22.11.2022 N 11/22-44К-11, цена договора - 461 590,64 рублей); на выполнение работ по капитальному ремонту помещения N 42 учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры (договор от 21.11.2022 N 12/22-44К-11, цена договора - 381 950,80 рублей).
Установлено, что 06.12.2021 г. между заказчиком и ИП Дубовщуком И.Ю. заключен договор N 17/21-44К-12 на техническое обслуживание электроосвещения манежа СК "Байкал-Арена", цена договора - 599 366,00 рублей.
06.12.2021 г. между заказчиком и ИП Дубовщуком И.Ю. заключен договор N 25/21-44К-12 на техническое обслуживание электроосвещения зала художественной гимнастики СК "Байкал-Арена", цена договора - 579 345,00 рублей.
22.11.2022 г. между заказчиком и ООО "Инженерные технологии "Интегра" заключен контракт N 11/22-44К-11 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 2 этажа учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры, цена договора - 461 590,64 рублей.
21.11.2022 г. между заказчиком и ООО "Инженерные технологии "Интегра" заключен контракт N 12/22-44К-11 на выполнение работ по капитальному ремонту помещения N 42 учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры, цена договора - 381 950,80 рублей.
По мнению УФК по Иркутской области указанные выше контракты были заключены на выполнение одноименных (однородных) работ, услуг одновременно с одним и тем же контрагентом. Цена максимально приближена к предельно допустимой, а в совокупности значительно превышает предел в 600, 000 руб.
Из письменных пояснений заказчика следует, что он заключил договоры N 17/21-44К-12 на техническое обслуживание электроосвещения манежа СК "Байкал-Арена", N 25/21-44К-12на техническое обслуживание электроосвещения зала художественной гимнастики СК "Байкал-Арена" с ИП Дубовщуком И.Ю., так как данный подрядчик имеет соответствующий опыт работы по обслуживанию электроосвещения спортивных залов, учитывая специфику работы спортивных сооружений.
Кроме того, по результатам электронного аукциона и открытого конкурса в электронной форме был заключен контракт по капитальному ремонту помещений учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры в электронной форме с начально-максимальной ценой контракта 8 208 384, 50 руб. На основании результатов определения подрядчика (итоговых протоколов) был заключен контракт между ООО "Инженерные технологии "Интегра" и ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска от 11.07.2022 г N 9/22-44К-07 на сумму 7 885 000,00 руб.
В ходе выполнения работ по данному контракту были выявлены неучтенные в смете работы, а именно, при демонтаже верхнего слоя штукатурки стены в помещении игрового зала был выявлен износ межшовного заполнения кирпичной кладки, вследствие чего ограждающая конструкция потеряла несущую способность, а также при выполнении демонтажа напольных покрытий из керамической плитки в помещениях раздевалок, было выявлено разрушение стяжки пола.
Так как данный вид работ изначально не был учтен в первоначальной смете, в рамках сложившейся экономии средств ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска обратилось письмом от 07.10.2022 г. N 977 в Минспорт России за согласованием использования экономии на непредвиденные виды работ.
При получении согласования от Минспорта России на использование экономии на указанные виды работ ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска заключило с ООО "Инженерные технологии "Интегра" контракт N 11/22-44К-11 на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 2 этажа учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры, цена договора - 461 590,64 рублей.
Также в рамках сложившейся экономии денежных средств, ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска заключило с ООО "Инженерные технологии "Интегра" контракт N 12/22-44К-11 на выполнение работ по капитальному ремонту помещения N 42 учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры, цена договора - 381 950,80 рублей.
Без выполнения вышеуказанных непредвиденных работ, основной контракт не мог быть исполнен.
Закупка иным способом была не целесообразна, так как подрядчик должен был использовать одинаковые отделочные и строительные материалы, в помещениях, подлежащих ремонту. Трудовые, материальные и временные затраты на осуществление закупок конкурентным способом не сопоставимы с ценой заключенного контракта. ООО "Инженерные технологии "Интегра" предложило минимальную цену на условиях, соответствующих требованиям Заказчика.
Инспекция Иркутского УФАС, изучив представленные документы приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Случаи осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в статье 93 Федерального закона N 44-ФЗ. При этом, указанный в данной статье перечень случаев является исчерпывающим.
Так, одним из случаев, когда заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), является осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа. Осуществленные в соответствии с частью 12 настоящей статьи в электронной форме закупки товара не учитываются в составе годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта (пункт 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, при осуществлении заказчиком закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе заключать контракты, цена каждого из которых не должна превышать шестисот тысяч рублей, при этом годовой объем таких закупок заказчика не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Из содержания законодательства о контрактной системе в сфере закупок следует, что ограничений по количеству заключенных на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ контрактов, а также по одноименности закупаемых товаров, работ, услуг, которые были ранее установлены Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", нормы Федерального закона N 44-ФЗ не содержат.
Следовательно, заключение контрактов с одним лицом и с одним и тем же предметом на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ при соблюдении перечисленных в данной норме условий не является правонарушением.
Аналогичные выводы содержатся во вступившем в законную силу постановлении заместителя председателя Иркутского областного суда от 24 мая 2016 года по делу N 4а-582/2016, письме ФАС России от 25 апреля 2017 года N РП/27902/17.
Ранее Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N94-ФЗ) был установлен запрет на приобретение одноименных товаров, работ, услуг в рамках одной номенклатурной группы при осуществлении закупок у единственного поставщика на основании пунктов 14, 14.1 части 2 статьи 55 Закона N 94-ФЗ.
При этом Закон N 94-ФЗ утратил силу в соответствии со статьей 113 Закона о контрактной системе с 01.01.2014.
Более того, при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, закон не содержит иных ограничений, в том числе на приобретение одноименных товаров, работ, услуг.
Количество заключенных договоров, периодичность их заключения, контрагенты заказчика по данным договорам, предметы договоров и все прочие обстоятельства, не перечисленные прямо в пункте 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, не влияют на законность действий заказчика.
С учетом изложенного, неоднократное приобретение одноименных товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с соблюдением требований, установленных пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, не является нарушением требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Аналогичная позиция изложена в решении Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 марта 2016 года, оставленном в силе постановлением заместителя председателя Иркутского областного суда от 24 мая 2016 года, письме ФАС России от 14.1.2019 N ИА/100041/19, решениях Ставропольского Краевого суда от 23.05.2018 по делу N 7-339/2018, Владимирского областного суда от 02.03.2018 по делу N 11-39/2018, Смоленского областного суда от 18.06.2017 по делу N 21-236/2017, Верховного суда Республики Алтай от 05.06.2014 по делу N 21-35/2014.
Кроме того, представленные в Иркутское УФАС России документы не содержат сведений о нарушении Заказчиком условий, перечисленных в пункте 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в отношении заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональной образовательной организации "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" (ИНН 3811029310) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): на техническое обслуживание электроосвещения манежа СК "Байкал-Арена" (договор от 06.12.2021 N 17/21-44К-12, цена договора - 599 366,00 рублей); на техническое обслуживание электроосвещения зала художественной гимнастики СК "Байкал-Арена" (договор от 06.12.2021 N 25/21-44К-12, цена договора - 579 345,00 рублей); на выполнение работ по капитальному ремонту помещений 2 этажа учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры (договор от 22.11.2022 N 11/22-44К-11, цена договора - 461 590,64 рублей); на выполнение работ по капитальному ремонту помещения N 42 учебно-бытового корпуса здания техникума физической культуры (договор от 21.11.2022 N 12/22-44К-11, цена договора - 381 950,80 рублей), нарушений не выявлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.08.2023