Резолютивная часть решения оглашена 22 августа 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 23 августа 2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_",
члены Комиссии: "_";
в отсутствие представителей Муниципального образовательного учреждения "Едогонская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) - ходатайство от 18 августа 2023 г.;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Юкас" (далее - ООО "Юкас", Общество) - "_" (доверенность N01 от 15 августа 2023 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 15 августа 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Юкас" в Реестр.
Обществом представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия ООО "Юкас" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1050/23 от 15 августа 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля осуществляет позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 17 февраля 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) уполномоченным органом размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 17.02.2023 N0134600002123000005".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 953 350 рублей 00 копеек.
По итогам электронного аукциона победителем признан участник закупки - ООО "Юкас".
17 марта 2023 г. между заказчиком и Обществом заключен Контракт N Ф.2023.1 на выполнение работ по капитальному ремонту спортзала МОУ "Едогонская СОШ" по адресу: Иркутская область, Тулунский район, с. Едогон, ул. Ленина, 70 (далее - Контракт).
Цена Контракта составляет 3 739 642 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по капитальному ремонту спортзала МОУ "Едогонская СОШ" по адресу: Иркутская область, Тулунский район, с. Едогон, ул.Ленина,70 (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), Локальном ресурсном сметном расчете (Приложение 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что "Срок выполнения работ: С 01 июня 2023 года по 25 августа 2023года.".
Из пояснений Заказчика установлено, что 22 мая 2023 г. в адрес Заказчика поступило письмо от Общества, со списком сотрудников, назначенных на производство работ по капитальному ремонту спортзала в МОУ "Едогонская СОШ" из 4 человек.
Однако, на 06 июня 2023 г. ООО "Юкас" к работе не приступило.
В связи с чем, 06 июня 2023 г. Заказчик направил уведомление N 47, с просьбой незамедлительно приступить к работам в соответствии с заключенным Контрактом и предоставить письменное объяснения по факту нарушения сроков.
06 июня 2023 г. от Общества поступил ответ (письмо N 27), что задержка произошла, в связи с задержкой аванса, что задержало закупку необходимых материалов для производственных работ.
07 июня 2023 г. Заказчиком по электронной почте направлено письмо N49 ООО "Юкас", с просьбой сообщить дату и время начала выполнения работ по Контракту. Дополнительно сообщив, так как мероприятие по капитальному ремонту спортзала "МОУ "Едогонская СОШ" включено в Федеральный проект "Успех каждого ребенка национального проекта "Образование", что Заказчик должен сообщить в прокуратуру о неисполнении обязательств по Контракту.
Письмом от 07 июня 2023 г. N28 Общество гарантировало приступить к работам с 10 июня 2023 г.
13 июня 2023 г. ООО "Юкас" направило письмо N48 с измененным списком сотрудников для выполнения работ по капитальному ремонту спортзала "МОУ Едогонская СОШ" из 6 человек.
04 июля 2023 г. Общество направило в адрес Заказчика письмо о том, что работы приостановлены по причине ожидания изготовления окон от Поставщика и что без установки окон продолжение работ не актуально.
05 июля 2023 г. Заказчиком было направлено письмо N72 Обществу, о предоставлении информации, о возобновлении работы, и в какой срок будут изготовлены окна, а также дать пояснения почему не выполняются другие работы, не связанные с демонтажем окон.
В письме от 05 июля 2023 г. N 74 ООО "Юкас" пояснило, что изготовление окон занимает от 20 до 25 календарных дней после чего работы на объекте продолжатся.
В своих пояснениях Заказчик указывает, что с 06 июля 2023 г. по 11 июля 2023 г. рабочие на объекте отсутствовали, работы не выполнялись.
Комитет по образованию администрации Тулунского муниципального района обратился с письмом от 18 июля 2023 г.N 113/4 в адрес ООО "ЮКАС" с просьбой сообщить точную дату, когда будут выполнены работы в полном объеме.
18 июля 2023 г. в письме N100 ООО "Юкас" указало, что работы будут выполнены в полном объеме согласно Контракта, не указывая точную дату.
26 июля 2023 г. Заказчик повторно направил письмо N 76 с просьбой предоставить информацию по возобновлению работ, а также предоставить договор подряда, или список сотрудников, которые будут выполнять работы по ремонту спортзала и сведения кто будет предоставлять интересы ООО "ЮКАС".
28 июля 2023 г. Заказчик направляет повторное письмо о предоставлении данной информации от 26.07.2023 г. N 76.
31 июля 2023 г. Заказчик направил требование в адрес Общества (исх. N78) о предоставлении запрашиваемой информации, связанной непосредственно с выполнением работ по капитальному ремонту спортзала.
31 июля 2023 г. в адрес Заказчика поступило письмо от ООО "Юкас" от с представленным списком сотрудников, назначенных на производство работ по капитальному ремонту спортзала с 01 августа 2023 г.
01 августа 2023 года ООО "Юкас" принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.
Часть 19 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в статье 9 Контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ).
Часть 22 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Обществом 01 августа 2023 г. посредством Единой информационной системы.
С учетом положений части 21 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение вступило в силу 14 августа 2023 г.
Согласно пояснениям ООО "Юкас" решение принято Обществом по следующим причинам.
В соответствии с п. 2.8 Контракта "Заказчик производит выплату аванса Подрядчику на счет, указанный в Контракте, в размере 30 % (тридцати процентов) от цены Контракта, указанной в пункте 2.2 Контракта, в сумме 1121892,60 (Один миллион сто двадцать одна тысяча восемьсот девяносто два) рубля 60 (шестьдесят) копеек в течение 7 (семи) рабочих дней со дня выставления Подрядчиком счета на перечисление аванса, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр контрактов. Обязательство Заказчика по внесению аванса считается исполненным с момента списания денежных средств в размере, указанном в настоящем пункте, со счета Заказчика, указанного в Контракте.".
Из пояснений Общества установлено, что 17 марта 2023 г. ООО "Юкас" направило счет на выплату аванса, предусмотренного контрактом.
В связи с тем, что денежные средства на счет Общества поступили только 25 мая 2023 г. ООО "Юкас" смогло приступить к исполнению обязательств по контракту, с нарушением срока.
По состоянию на 01 августа 2023 г. Обществом в полном объеме проведены работы по демонтажу стен и окон, оштукатуривание и шпаклевка стен.
31 июля 2023 г. ООО "Юкас" направило письмо (исх. N104) в адрес Заказчика о допуске на объект строительной бригады с перечнем сотрудников.
01 августа 2023 г. на объект прибыли рабочие Общества для исполнения обязательств по контракту, вместе с тем, согласно пояснениям Общества, Заказчик ограничил допуск сотрудников на объект.
Документов, подтверждающих данный факт на обозрение Комиссии не представлено, Комиссией самостоятельно добыто не было.
Однако, Заказчик представил на обозрение письма NN 79, 80 от 01 августа 2023 г., в которых Заказчик пояснил, что не препятствует Обществу в выполнении работ, но просит предоставить информацию о дате возобновления работ и просит предоставить догоночный график исполнения работ для согласования, так как на объекте отсутствуют строительные материалы для выполнения работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
В соответствии с п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют достаточные доказательства, свидетельствующие о недобросовестности при исполнении Контракта, препятствует включению сведений в отношении ООО "Юкас" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Юкас" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Юкас" ("_") о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Юкас" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 23 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023