На основании поручения ФАС России от 13 июня 2019 года N МЕ/49839-ПР/19 о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N 038/215/23 от 11 августа 2023 г.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_..>;
участники Инспекции: <_..>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении заказчика - Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа (ИНН: 3801132050) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к п. Ключевая на участке от Р-255 до п. Стеклянка (извещение N 0134300095223000044) - закупка в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Место нахождения Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа - 665830, г. Ангарск, кв-л 59, д. 4, пом. 1.
Проверка начата - 14 августа 2023 года, окончена - 24 августа 2023 года.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Распоряжение Администрации Ангарского городского округа "Об утверждении Положения о контрактном отделе Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа" N 205-ра от 08 сентября 2021 года;
- Распоряжение Администрации Ангарского городского округа "О внесении изменений в Положение о контрактном отделе Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа, утвержденное распоряжением администрации Ангарского городского округа от 08.09.2021 N 205-ра" N 08-ра от 17 января 2022 года;
Распоряжение Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа "О создании комиссии по осуществлению закупок для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на поставку товаров, выполнение работ, оказания услуг" N 9 от 11 января 2023 года;
- Извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к п. Ключевая на участке от Р-255 до п. Стеклянка N 0134300095223000044;
- заявки, поданные на участие в электронном аукционе N 0134300095223000044;
- Протокол подачи ценовых предложений от 21.04.2023 NЦПА1;
- Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 NИЭА1;
- муниципальный контракт N 2000023027 от 02 мая 2023 года на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к п. Ключевая на участке от Р-255 до п. Стеклянка, а также иные материалы.
Описательная часть
20 декабря 2019 года в Иркутское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации поступило поручение NМЕ/111773-ПР/19 от 19 декабря 2019 года о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
На основании вышеназванного поручения Инспекцией Иркутского УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении заказчика - Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа (ИНН: 3801132050) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к п. Ключевая на участке от Р-255 до п. Стеклянка (извещение N 0134300095223000044) - закупка в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
Комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа (далее - Заказчик) 13 апреля 2023 года на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134300095223000044 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к п. Ключевая на участке от Р-255 до п. Стеклянка (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 50 048 854,36 руб..
Согласно "Протоколу подачи ценовых предложений от 21.04.2023 NЦПА1" минимальное ценовое предложение поступило от участника N 114046911 - 41 290 304, 56 рублей.
В соответствии с "Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.04.2023 NИЭА1", на участие в закупке подано 4 заявки, победителем данной закупки признан участник с заявкой N 114046911 - Общество с ограниченной ответственностью "Строй-Лидер".
02 мая 2023 года между заказчиком и ООО "Строй-Лидер" заключен муниципальный контракт N 2000023027 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.
Вместе с тем, Инспекцией в ходе осуществления внеплановой проверки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров (работ, услуг).
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает, в том числе, следующие единые требования к участникам закупки:
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
В силу пп. "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекция проанализировала положения Извещения о проведении аукциона установила, что Заказчиком в приложении N 3 к Извещению установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению.
Вместе с тем, пунктом 9 части 1 приложения N 3 к Извещению установлены следующие требования к участникам закупки:
"9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Анализ вышеуказанных положений Извещения показал, что требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ приведены в недействующей редакции, которая на момент размещения извещения прекратила свое действие, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к п. Ключевая на участке от Р-255 до п. Стеклянка (извещение N 0134300095223000044) установлены нарушения пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Приходя к выводу о наличии в действиях Заказчика вышеназванных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Инспекция Иркутского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания, поскольку выявленные в ходе проведения проверки нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку декларации участников закупки соответствуют требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству, транспорту и связи администрации Ангарского городского округа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Подъезд к п. Ключевая на участке от Р-255 до п. Стеклянка (извещение N 0134300095223000044) установлены нарушения пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Инспекцией Иркутского УФАС России принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности
Руководитель инспекции |
<_..> |
Участники инспекции |
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 августа 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023