Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Яфизова А.А. - заместителя руководителя, |
Членов Комиссии: |
Акперовой Л.А. - главного специалиста-эксперта, |
|
Габдулхаевой А.А. - специалиста 1 разряда, |
в присутствии представителя заказчика ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ВОЛГО-ВЯТСКОГО РЕГИОНА ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА" - Насибуллина И.Р. (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ООО "ДАР" - Кукушкиной А.С. (по доверенности), представителей победителя закупки ООО "ИНВЕСТСТРОЙПРОЕКТ" - Баймяшкина М.В. (по доверенности), Васильева А.В. (по доверенности), рассмотрев после перерыва в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "ДАР" (вх. N8445/ж от 15.08.2023 г.) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007223000078 на предмет: Содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах: М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 735+683 - км 785+817; А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск - автомобильная дорога М-7 "Волга" на участке км 95+566 - км 126+279, Республика Татарстан,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0311100007223000078 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 26.07.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 68 820 335,20 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения довода заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя о необоснованном отклонении поданной заявки.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с позицией 18 приложения к Постановлению N 2571 (далее - Приложение) при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пунктам 1, 2 позиции 18 Приложения, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
К документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям по пункту 3 позиции 18 Приложения, относятся:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 позицией 18 Приложения, к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям относятся:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Таким образом, указанные документы должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов и информации об опыте иных лиц не соответствует требованиям позиции 18 приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 части 11 статьи 48
Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48
Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48
Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.08.2023 NИЭОК1 (далее - Протокол подведения итогов) заявка заявителя признана несоответствующей требованиям извещения по следующему основанию:
"Несоответствие информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно представлены документы, подтверждающие опыт иных лиц (договор субподряда)".
В рамках объекта проводимой закупки в извещении Заказчиком были установлены дополнительные требования к участникам в соответствии с позицией 18 Приложения к Постановлению N 2571.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс).
В соответствии со статьями 69 и 72 Бюджетного кодекса закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно статье 34 Бюджетного кодекса должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом названных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно статье 6, части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Так, статус генерального подрядчика предусматривает его особенное правовое положение, отличающего его от субподрядчика.
Согласно пункту 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с пунктом 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Пунктом 3 статьи 706 ГК РФ установлено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, статьей 754 ГК РФ установлена ответственность перед заказчиком за качество работ, а в соответствии со статьей 755 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком гарантийные обязательства.
Приведенные положения закона также свидетельствуют, о том, что опыт исполнения договора может быть подтвержден участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.
Таким образом, в рассматриваемом случае Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что документом, подтверждающим опыт выполнения работ, связанным с предметом контракта, может являться исключительно такой контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, где основной стороной выступает непосредственно участник закупки (генеральный подряд).
В ходе анализа представленных заявок участников Комиссией установлено наличие следующих документов в составе заявки участника ООО "ДАР", предоставленных в качестве подтверждения соответствия установленному дополнительному требованию:
- договор субподряда от 16.04.2021 N 23-1 на выполнение работ по устройству шумозащитных экранов на объекте: Реконструкция автомобильной дороги Казань - Шемордан, участок км 16+200 - км 21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан, заключенный между ООО "Нурлатдорстрой" и Заявителем (далее - Договор);
- дополнительное соглашение к Договору от 02.08.2021 N 1;
- акт приемочной комиссии о готовности к приемке в эксплуатацию выполненной реконструкцией автомобильной дороги "Казань - Шемордан, участок км 16+200 - км 21+977 в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан" от 30.12.2021 N 479;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат от 30.10.2021 N 1;
- акт о приемке выполненных работ от 30.10.2021 N 1;
- разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 30.12.2021 N 16-33-3653-2021, выданное ГКУ "Главтатдортранс", которое не является заказчиком по Договору.
Комиссией установлено, что для выполнения всего объема работ по реконструкции вышеуказанного объекта между
ГКУ "Главтатдортранс" и ОАО "Каздорстрой" заключен контракт от 18.08.2020 N 192 на сумму 2 087 439 223 руб. (далее - Контракт).
Таким образом, представленный в составе заявки договор не может подтвердить наличие опыта работы, предусмотренного пунктом 3 позиции 18 Приложения, поскольку Заявитель выполнял отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика и не обладает опытом выполнения работ по реконструкции автомобильной дороги.
Из содержания представленных документов следует, что Заявитель не имел каких-либо взаимоотношений с ГКУ "Главтатдортранс" и не сдавал ГКУ "Главтатдортранс" объект для получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Кроме того, ответственность за выполненные работы по Контракту возлагается на ОАО "Каздорстрой".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем был представлен ненадлежащий опыт выполнения работ в соответствии с позицией 18 Приложения, поскольку указанный договор не является подтверждением соответствия участника закупки установленным требованиям.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае действия Заказчика при отклонении заявки участника ООО "ДАР" не противоречат положениям законодательства о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно доводов заявителя об обжаловании положений извещения в части объединения в один лот, отсутствия размещения в извещении ведомостей объемов выполнения работ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе Подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей:
- жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
В соответствии с извещением о проведении закупки были установлены дата и время окончания подачи заявок 11.08.2023 09:00 (МСК).
Жалоба на положения извещения была подана заявителем в ЕИС 15.08.2023 г.
Учитывая, что установленный законодательством срок для обжалования положений извещения о закупке истек, в соответствии с частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе в установленной части Комиссия приходит к выводу об оставлении указанных доводов без рассмотрения.
В ходе проведения внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В требованиях к организации и выполнению работ по содержанию искусственных дорожных сооружений (Приложение N 4 к государственному контракту) установлено, что подрядчик должен обеспечить пожарную безопасность в местах производства работ и используемых в целях исполнения Контракта объектах по ГОСТ 12.1.004-91 и Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390.
В требованиях к структуре и содержанию "Регламента организации оценки уровня содержания автомобильной дороги, конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, отнесенных к объекту содержания Автомобильной дороги, контролю качества выполненных работ по содержанию Объекта" (Приложение N6 к государственному контракту) установлено, что при разработке данного Регламента Подрядчик должен учитывать и использовать рекомендации ГОСТ Р ИСО 9001-2008 "Система качества. Требования", Порядок проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, иных нормативных документов по согласованию с Заказчиком.
Вместе с тем, на момент размещения настоящего извещения утратили силу:
- постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (утратило силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034. Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утверждены новые Правила).
- ГОСТ Р ИСО 9001-2008 "Система качества. Требования" (Утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 22.12.2011 N 1575-ст. Взамен введен в действие ГОСТ ISO 9001-2011).
Таким образом, заказчиком были нарушены требования пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на требования пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи заказчику, оператору ЭТП предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "ДАР" (вх. N8445/ж от 15.08.2023 г.) на действия заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" при проведении закупки N0311100007223000078 на предмет: Содержание искусственных сооружений на автомобильных дорогах: М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа на участке км 735+683 - км 785+817; А-295 Йошкар-Ола - Зеленодольск - автомобильная дорога М-7 "Волга" на участке км 95+566 - км 126+279, Республика Татарстан необоснованной.
2. Доводы в части обжалования положений извещения оставить без рассмотрения.
3. Признать Заказчика ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР" нарушившим требования пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на требования пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
4. Выдать заказчику ФКУ "ВОЛГО-ВЯТСКУПРАВТОДОР", Оператору ЭТП
Газпромбанк предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
5. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.А. Акперова |
|
А.А. Габдулхаева |
Исп.: Акперова Л.А. Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 августа 2023 г. N 016/06/42-1187/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2023