Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя Комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов Комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя индивидуального предпринимателя Сидоровой И.В., в присутствии представителя государственного заказчика - ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" Шмагиной В.Г. (доверенность от 10.01.2023 б/н) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 18.01.2022 01-06-49), Курангазиевой Л.Р. (доверенность от 11.10.2022 N01-06-39), Мазаевой Т.А. (доверенность от 30.01.2023 N01-06-51), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой И.В. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования: Столы операционные универсальные, электрогидравлические (номер извещения: 0825500000723003933), руководствуясь статьями 99, 105-106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 15.05.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Сидоровой И.В. (далее - Заявитель, ИП Сидорова И.В.) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" (далее также - Заказчик), уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования: Столы операционные универсальные, электрогидравлические (номер извещения: 0825500000723003933) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
08.08.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушены требования к описанию объекта закупки, а также на то, что установленные дополнительные характеристики не обоснованы надлежащим образом и не подтверждают безусловную потребность Заказчика.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в т.ч. следующую информацию - наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение части 6 статьи 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных Постановлением.
Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик при описании объекта закупки применял информацию, размещенную в Каталоге товаров, работ, услуг 32.50.30.110-00000123 "Стол операционный универсальный, электрогидравлический".
Кроме того, в качестве требований к поставляемому товару Заказчиком установлены дополнительные требования к товару, не включенные в позиции КТРУ, в том числе: количество встроенных колес укрытых кожухом основания для перемещения стола; колесо с фиксированной плоскостью вращения диметром; количество колес; самоориентирующиеся колесо для направления движения стола диаметром и др.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В разделе "Описание объекта закупки" Извещения содержится обоснование установления Заказчиком каждой дополнительной характеристики.
Дополнительно Комиссия Управления обращает внимание, что действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки.
Аналогичный вывод содержится в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу N А46-12288/2019. Определением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-14279 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу NA46-12288/2019 оставлено без изменений.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления, что Заказчиком в полной мере исполнены требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя в данной части не обоснован.
Также, Заявитель считает, что Заказчик установленные требования к поставляемому товару в разделе "Описанию объекта закупки" ограничивают конкуренцию.
Однако Заявителем не принято во внимание, что описание объекта закупки сформулировано Заказчиком с применением диапазонных значений показателей характеристик, что позволяет потенциальным участникам самостоятельно определить товар, который будет предложен к поставке в заявке на участие в аукционе и конкретные показатели которого будут в пределах заданных Заказчиком диапазонных значений.
Более того, Заказчиком в материалы дела представлены регистрационные удостоверения на медицинские изделия от 15.06.2017 NФСЗ2007/00332 и от 08.06.2023 NРЗН 2013/1301, согласно которым установленные в описании объекта закупки характеристики к поставляемому товару отвечают как минимум два производителя операционных столов ООО "Аксима" и ООО "Мединдустрия Сервис".
Кроме того, системное толкование Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в Извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Как следует из Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 года, заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В связи с чем, Комиссия считает, что данный довод Заявителя является необоснованный.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Сидоровой И.В. на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова", уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку медицинского оборудования: Столы операционные универсальные, электрогидравлические (номер извещения: 0825500000723003933) необоснованной.
2. предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскиа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 21 августа 2023 г. N 030/06/42-881/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.08.2023